Немодно, но практично
Последние несколько месяцев американские автомобилестроители соревнуются в предоставлении покупателям всевозможных скидок и прочих льгот, включая беспроцентное кредитование. Волна скидок докатилась до сектора мини-вэнов - торговцы пытаются стимулировать их продажи, оттягивая часть покупателей из сектора сверхпопулярных на североамериканском континенте внедорожников.
Наиболее популярным семейным автомобилем сейчас становится внедорожник, и, чтобы уравновесить эту тенденцию, поставщики стараются любыми средствами привлечь клиентов к мини-вэнам. Цены на этот вид автомобилей достигли минимального за последние три года уровня.
General Motors в апреле довела размер скидки на мини-вэны Chevrolet Venture и Pontiac Montana до $3502. Владелец автомобиля Oldsmobile может получить при покупке новой модели Oldsmobile Silhouette скидку в $5002, поскольку GM собирается ликвидировать данный брэнд. Chrysler установила на свои мини-вэны Town & Country и Dodge Caravan скидки в размере $2500. Дилеры ожидают, что в мае Chrysler предложит еще более значительные льготы, хотя представители корпорации отказались поделиться планами на этот счет.
Дилеры охотно идут на уступки, в результате даже такие популярные модели, как Honda Odyssey, сейчас можно купить на $500 дешевле, чем указано на ценнике. Между тем год назад Odyssey продавалась с наценкой. "Наступила пора распродаж, но к мини-вэнам это относится в наибольшей степени", - говорит Джордж Пайпас, ведущий маркетолог корпорации Ford Motor.
В сущности, разница между мини-вэнами и внедорожниками не столь велика, как может показаться на первый взгляд. Многие джипы имеют ту же ходовую часть, что и мини-вэны, совпадают и другие характеристики. Однако мини-вэны обходятся дешевле. Так, внедорожник Ford Explorer стоимостью $32 000 имеет семь посадочных мест и оснащается V-образным шестицилиндровым двигателем в 210 л. с. Мини-вэн Ford Windstar, также вмещающий семь пассажиров, имеет похожий двигатель чуть меньшей мощности - 200 л. с., но стоит при этом на $2000 - 7000 меньше с учетом скидок.
Для Кена и Пэт Джонс из техасского городка Норт-Шор эти соображения оказались немаловажными. Джонсы решили подыскать замену своему внедорожнику Chevrolet Suburban. Они приглядывались к моделям того же класса Ford Expedition и Excursion, а также к новой модели Suburban, но в результате все же выбрали упрощенную версию Chrysler Town & Country. "Я ничего не имею против внедорожников, - говорит Кен, - но семейный бюджет ограничен, и купить Town & Country оказалось выгоднее".
Одно время мини-вэны были самым популярным типом автомобилей. Начало этому направлению положила Chrysler, выпустив в 1984 г. модели Dodge Caravan и Plymouth Voyager. Поколение бэби-бумеров тогда достигло возраста 25 - 35 лет, и его представителям нужны были крупные машины, на которых можно всей многочисленной семьей ездить в гости, по магазинам и т. п. Пик популярности мини-вэнов пришелся на 2000 г., когда объем продаж составил 1 371 000 штук. Но затем неблагоприятная демографическая динамика в сочетании с изменениями моды привела к сокращению спроса на эти машины.
Поколение, вошедшее в силу после бумеров, предпочло внедорожники, сочтя мини-вэны неэлегантными и устаревшими. Универсалы, изначально бывшие главным семейным транспортом, но ушедшие в тень в период моды на мини-вэны, стали отвоевывать свои позиции, вернувшись на рынок в виде гибридов обычного автомобиля и внедорожника.
В 2001 г. объем продаж автомобилей оставался на удивление высоким, если учесть общее ослабление экономики. Однако в секторе мини-вэнов продажи упали на 14% до уровня 1 186 000 штук. В I квартале нынешнего года они упали еще на 5%. Как всегда бывает в таких случаях, потребители могут получить существенную выгоду, покупая товар, вышедший из моды. Производственные мощности, ориентированные на выпуск этого товара, оказываются избыточными, но закрыть их нельзя, и производители в условиях жесткой конкуренции прибегают к скидкам.
Даже японские автомобилестроители, до сих пор не прибегавшие к скидкам, теперь меняют свою позицию. Toyota Motor предлагает скидки в $750 - 1000 на некогда дефицитную модель Sienna. Ставки кредитования достигли минимального уровня - от 0% до 5,9%. Kia Motors предлагает мини-вэн Sedona по начальной цене более низкой, чем у конкурирующих моделей, устанавливая гарантию на двигатель и трансмиссию на 10 лет или 160 000 км пробега. Раньше гарантийный срок ограничивался пятью годами, а пробег - 96 000 км.
"Пик спроса на мини-вэны миновал, но годовой объем продаж этих машин по-прежнему находится на уровне порядка 1 млн штук, и более практичной машины сейчас не найти", - подытоживает Том Маринелли, вице-президент Chrysler, отвечающий за маркетинг Dodge и Jeep. (WSJ, 23. 04. 2002)