Чеболизация всей страны


Хотя Владимир Путин не произнес в своем ежегодном послании слов "промышленная политика", Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) сам решил предложить ее властям. "Профсоюз олигархов" считает, что государство должно поддерживать строительство крупных диверсифицированных холдингов - т. е. бизнес-структур, которые принято называть корейским словом "чеболи".

Концепцию промполитики и ее основные направления (эти документы имеются в распоряжении "Ведомостей") разработал комитет РСПП, возглавляемый председателем совета директоров АФК "Система" Владимиром Евтушенковым. По мысли авторов концепции, государство должно не проводить некую линию "сверху", а просто помочь тем, кто уже осуществляет некую промышленную политику внутри своих бизнес-империй - диверсифицированных промышленных холдингов. "Постепенно крупные торговые фирмы, крупные производственные предприятия либо финансовые структуры организуют сначала вертикальные и горизонтальные холдинги. После этого они начинают превращаться в чеболи корейского образца, - говорится в программе РСПП. - Таким образом, переход из накоплений в инвестиции в другие отрасли промышленности происходит в незначительных объемах и не через банковскую или фондовую сферу, а путем приобретения контрольных пакетов акций и включения в управляющую систему предприятий других отраслей. При слабости банковского сектора... пока для России другого пути не просматривается".

По словам одного из разработчиков программы, замдиректора аналитического центра при Минпромнауки Юрия Симачева, наибольшую активность в выработке промполитики проявляют такие холдинги, как "Базовый элемент", "Интеррос" и "Северсталь". "Раньше основные олигархические группы были сгруппированы в сырьевом секторе, и АФК "Система" выглядела на этом фоне белой вороной, - говорит эксперт. - Теперь ситуация гораздо лучше, крупный бизнес диверсифицировался".

В программе РСПП подробно описывается, как крупные холдинги самостоятельно осуществляют переток капитала из сырьевых секторов в обрабатывающие, финансируют исследования и реализуют инновационные проекты. Однако государство, сетуют авторы проекта, пока не слишком активно помогает им в этом. В России, например, до сих пор не приняты закон о холдингах и глава НК о консолидированных налогоплательщиках (она позволит вертикально-интегрированным компаниям вести консолидированный баланс и платить налоги за всех своих "дочек").

Напротив, чиновники собираются ужесточить контроль за применением внутрикорпоративных цен и сохраняют "нерациональные" антимонопольные барьеры для приобретения крупных пакетов акций. Все эти препятствия, по мнению РСПП, необходимо убрать. Вдобавок государство могло бы передать в управление крупным холдингам свои пакеты акций в компаниях. РСПП обещает написать для чиновников детальные инструкции по "селективному выращиванию компаний-лидеров".

Чтобы облегчить холдингам развитие высокотехнологичного бизнеса на доходы от производства сырья, РСПП предлагает правительству сделать так, чтобы выпуск продукции с высокой долей добавленной стоимости был не менее рентабельным, чем та же нефтянка. Для этого, по мнению комитета во главе с Евтушенковым, нужно уравновесить налоговую нагрузку на сырьевые и обрабатывающие отрасли. А пока в машиностроении налоговая нагрузка достигает почти 53%, тогда как в нефтедобыче - всего 34%.

Кроме того, правительство может способствовать развитию "высокого передела", не допуская укрепления реального курса рубля, создавая свободные экономические зоны или, скажем, напрямую кредитуя экспорт наукоемких продуктов.

Как сообщил "Ведомостям" источник в РСПП, олигархи уже договорились изложить свои идеи Путину на очередной встрече в Кремле, запланированной на май. А пока кабинет не считает нужным принимать эти идеи на вооружение. "Правительство пока считает оптимальным свой нынешний подход: рассмотрение поотраслевых концепций развития и аккуратные точечные меры применительно к каждой из них", - говорит источник "Ведомостей" в Белом доме.

Эксперты сомневаются, что господдержка "чеболизации" пойдет на пользу России. "Это может дать толчок к росту, но впоследствии обернется излишним сближением государства и крупных компаний, - говорит замдиректора Бюро экономического анализа Евгений Гавриленков. - Не очень хорошо, когда несколько глав крупных компаний целиком определяют приоритеты инвестиций внутри страны". Да и с Кореей опора на крупные холдинги чуть не сыграла злую шутку в конце 90-х (см. врезку).

ЧТО ТАКОЕ ЧЕБОЛИ.

Четыре южнокорейских суперчеболя (Samsung, Hyundai, Daewoo, LG) производят 45% ВВП этой страны. Доходы самого большого и успешного конгломерата, Samsung Group, более $100 млрд в год.

До азиатского кризиса 1997 г. каждый крупный чеболь (переводится как "богатый клан") был государством в государстве: в середине 90-х количество отраслей внутри групп колебалось от 40 до 60. Во всех чеболях были представлены строительство, автомобилестроение, машиностроение, химическая промышленность, электроника и финансовые услуги. В конце 1997 г. чеболи "посыпались" практически одновременно: 12 из 30 крупнейших конгломератов стали банкротами.

Чеболи погорели на том же, на чем выросли, - на доступных государственных деньгах. Финансово-промышленные группы раздувались до невероятных размеров благодаря связям с диктаторскими режимами 60 - 70-х гг. Основатель Hyundai Чон Чжу Ён вообще был близким другом диктатора Пака Чжон Хи (убит в 1979 г.), который фактически создал в стране олигархический капитализм. Безраздельно господствуя на собственном рынке благодаря жесткому протекционизму, конгломераты бурно развивали экспорт и строили предприятия за рубежом. Банки, которые до конца 70-х гг. были государственными, фактически кредитовали только чеболи. И это стало одной из причин банковского кризиса. Объем безнадежных долгов, по некоторым оценкам, достигал в 1998 г. 16% ВВП. С 1999 по 2000 г. правительство выделило на рекапитализацию банков более $106 млрд.