Бюрократия он-лайн


"Электронные правительства" (e-government) стали ближе к народу, свидетельствует исследование американской фирмы Accenture. Правительственные веб-сайты теперь проще в использовании, доступнее и эффективнее, чем год назад. Ежегодный рейтинг интернетизации правительств Accenture составляет уже третий год. По определенным параметрам оцениваются степень развития и качество онлайновых государственных услуг, на основе чего составляется рейтинг, определяющий уровень развития e-government в той или иной стране. В этом году аналитики Accenture рассмотрели сайты 23 государств и пришли к выводу, что более чем в половине стран интернетизация правительства состоялась как минимум на 40%. Это значительное улучшение по сравнению с результатами прошлого года, когда 40% -ную планку преодолели только две страны. В этом году победила Канада, на 2-м месте - Сингапур, на 3-м - США (см. график). В Top-10 вошли пять европейских стран: Дания, Великобритания, Финляндия, Германия и Ирландия. В целом правительства стали внимательнее относиться к потребностям своих граждан, занялись реформированием бюрократических структур и оптимизацией информационного обмена между ними - таково заключение аналитиков. Канадские официальные сайты просты в обращении и функциональны. Отчасти Канада лидирует потому, что между ее госструктурами хорошо налажен и "офлайновый" контакт. Служба Consumer Information Gateway дает немедленный доступ к почти 40 федеральным и 250 с лишним местным инстанциям. А центральный правительственный портал имеет выход на 450 официальных сайтов и обещает, что пользователь получит ответ на свой запрос по электронной почте в течение суток. Граждане страны уже привыкли к тому, что можно иметь дело с государством через Интернет. Например, число посетителей сетевого Банка данных о рабочих местах в госсекторе достигает 18 000 человек в минуту.

Специалисты Accenture обнаружили, что наиболее "дружественные" по оформлению сайты получаются в тех странах, где этим занимаются люди, имеющие опыт работы с клиентами. Например, в США за e-government отвечает Марк Форман, бывший вице-президент подразделения электронного бизнеса в Unisys. Лучше всего налажена онлайновая работа налоговых и почтовых служб. Ирландские граждане и компании, например, могут не только послать через Интернет свою налоговую декларацию, но и получить консультацию, причем не только в рабочие часы. Из всех обследованных стран лишь Финляндия и Сингапур предлагают своим гражданам услуги по мобильному телефону. Например, Верховный суд Сингапура посылает гражданам SMS, чтобы напомнить дату заседания. Кроме того, граждане Сингапура, авторизированные на сайте, могут электронным способом подавать в суд иски по незначительным делам. Вскоре эта услуга будет доступна всем. (WSJ, 23. 04. 2002).

РЕЙТИНГ ACCENTURE.

К прошлогоднему списку Accenture из 22 стран в этом году была добавлена Дания. Исследовались 169 видов услуг в девяти основных секторах: акты гражданского состояния, правосудие и общественный порядок, налоги и сборы, оборона, образование, транспорт, демократические и регулирующие институты, поставки и снабжение, почтовые услуги. Этот перечень отражает спектр услуг, которых граждане и компании обычно ожидают от своего правительства и традиционно получают путем хождения по инстанциям, переписки с этими инстанциями или по телефону. Ни одно правительство не предоставляет в электронном виде все 169 услуг.