СТРАТЕГИЯ: Услуги - двигатель экономики
Рост производительности труда в конце 1990-х в США был в значительной мере обусловлен успехами в ряде отраслей сферы услуг. Эти данные получены в ходе недавнего исследования развития 35 отраслей.
В конце 1990-х гг. ежегодный прирост производительности труда вырос до 2,5% с 1,5% в предшествующие 20 лет. Именно это обеспечило уверенный подъем экономики США. Однако аналитики до сих пор не пришли к единому мнению относительно механизмов этого процесса.
Некоторые экономисты считают, что прирост производительности ограничивался сферой информационных технологий. Однако, как показали новейшие изыскания, проведенные Дейлом Йоргенсоном из Гарвардского университета, Муном Хо из аналитического центра "Ресурсы для будущего" и Кевином Стайро из Федерального резервного банка Нью-Йорка, наряду с компьютерной и полупроводниковой отраслями весьма динамично развивались и другие секторы. Это позволяет надеяться на долговременное продолжение роста производительности даже в условиях замедления в сфере ИТ.
Источником значительной доли инвестиций в высокие технологии были отдельные сектора услуг. В этой сфере в США заняты 107 млн работников, или 82% национальной армии труда. Минтруда США подразделяет работников сферы услуг на категории: работников розничной торговли, финансовой отрасли, страхования, а также широкого круга других направлений - от юриспруденции до гостиничного бизнеса. На эти направления приходится 41 млн рабочих мест, и именно эти секторы обеспечили наибольший прирост производительности в конце 1990-х. В 1973 - 1995 гг. здесь наблюдался спад производительности, а затем она стала расти на 2% в год.
Рассчитывая производительность труда, авторы исследования ввели дополнительный показатель, позволяющий учесть влияние динамики инвестиций и изменения в характере труда. Именно использование этого показателя помогло зафиксировать перелом в динамике производительности - переход от снижения к росту. Исследователи отметили, что производительность труда в конце 1990-х росла, даже несмотря на массовый приток в экономику работников невысокой квалификации. Так, в 1995 - 1999 гг. уровень безработицы среди лиц, не закончивших среднюю школу, снизился с 9,2% до 6,2%. "Экономика впитывает в себя людей с самым разным уровнем подготовки и делает их продуктивной рабочей силой", - говорит Майкл Невенс из McKinsey, также исследовавшей производительность в сфере услуг.
Впрочем, во многих секторах показатели были неоднозначными, поэтому некоторые исследователи сомневаются в возможности скорого повторения бума, характерного для конца 1990-х. В частности, секторы финансов и розничной торговли не добились серьезного увеличения производительности, несмотря на крупные инвестиции в ИТ. (WSJ, 22. 04. 2002)