Бойкот американцам
По мере того как в арабском мире растет убежденность, что правительство США фактически занимает произраильскую позицию, на Ближнем Востоке все чаще раздаются призывы не покупать товары американского производства. До сих пор подобные бойкоты, объявлявшиеся в 1948 г. (провозглашение государства Израиль) и в 1967 г. (победа Израиля в Шестидневной войне), проводились по инициативе правительств арабских стран и не приводили к ощутимым экономическим результатам. На сей раз инициатива исходит "снизу" - от общественных организаций и профсоюзов и, по мнению специалистов, может нанести куда больший ущерб, чем предыдущие акции. "Мы полагаем, что на этот раз бойкот отразится на продажах, - говорит Ахмед Линджави, менеджер одного из СП Procter & Gamble в Саудовской Аравии. - Больше всего мы опасаемся за наш имидж".
По мнению дипломатов, на фоне прогнозируемого в этом году 10 - 15% -ного сокращения американского экспорта в Саудовской Аравии такой бойкот может привести к дальнейшему падению продаж. В 2001 г. объем продаж товаров и услуг американских корпораций составил $6 млрд в Саудовской Аравии и $3,7 млрд в Египте. Всего же на долю стран арабского Востока приходится около 3% экспорта США.
Пока, несмотря на призывы к бойкоту, звучащие со страниц газет, с телеэкранов и в Интернете, многие американские компании, такие, как Coca-Cola, по их словам, не ощущают особых перемен в своих ближневосточных операциях. Особенно уверенно чувствуют себя американские компании в тех секторах местного рынка, где они не сталкиваются с серьезной конкуренцией. "Некоторые арабские журналисты призывают не покупать американскую продукцию, - говорит Грэм Паркер, менеджер по маркетингу в компании Hewlett-Packard Middle East, - но разве у них есть альтернатива? " По словам Паркера, в 2001 г. продажи его компании выросли на 17%.
Тем не менее сейчас антиамериканские настроения захватывают традиционно симпатизировавшую американцам арабскую элиту. "Мы учились в Америке, мы представляем здесь интересы Дядюшки Сэма. Однако сейчас я больше не могу выступать в защиту интересов США, - говорит Султан бин Салех, дистрибьютор фармацевтической компании Bristol-Myers Squibb в Саудовской Аравии. - Нас уже никто не слушает".
Абдулла Зейнел Алиреза, глава Торговой палаты города Джидда, получивший образование в США, говорит, что направил письмо Бушу, в котором он предупреждает американского президента о том, что гнев мусульман и арабов - это мина замедленного действия. (WSJ, 19. 04. 2002).
Америка тоже протестует.
В минувшие выходные в Вашингтоне прошла многотысячная акция протеста против действий Израиля по отношению к палестинскому народу, а заодно против глобализации и антитеррористической кампании, возглавляемой США.
По неофициальным данным, в демонстрации протеста приняло участие около 50 000 человек. В отличие от предыдущих подобных мероприятий эта акция проходила мирно, и, как утверждают в полицейском ведомстве, никаких столкновений с силами правопорядка зарегистрировано не было.
В Сан-Франциско прошел митинг под лозунгами "Свободу палестинцам", в котором приняло участие 15 000 человек. Участники размахивали палестинскими знаменами и скандировали: "Миру - да! Нет - войне! "