С ОХОТНОГО РЯДА: Бизнесу нужен спрос
Критерий рыночности, либеральности экономики любой страны - отношение к малому предпринимательству. Попытки стимулировать его развитие делались у нас не раз. Все они оказались неуспешными. Сейчас обсуждается еще одна федеральная программа поддержки малого бизнеса - на 2002 - 2005 гг. Почему же "воз и ныне там"? Прежде всего нам необходимо перестать мыслить директивными категориями. Малому бизнесу не нужны специальные инкубаторы. Был бы платежеспособный спрос, разумная ставка налогов, а дальше малый бизнес сам разберется. Как только в Москве появились автовладельцы, которым лень мыть машины, на обочинах появились стаи мальчишек с ведрами и тряпками. А сейчас все изменилось: малый бизнес понастроил множество хороших моек. Другой пример: мастерские по ремонту часов и комиссионные магазины почти исчезли, ведь стало гораздо проще купить дешевые часы и одежду. Развитие малого бизнеса идет вслед за потребительским спросом, растущим вслед за доходами населения. Локомотивом развития экономики малый бизнес никогда не был и не будет. Главное, что нужно малому бизнесу, - чтобы правила игры не менялись в зависимости от налоговой ситуации, а действовали долго. Кроме того, должна быть пересмотрена роль органов госуправления. Главное здесь не навредить, освободить бизнес от назойливого и небескорыстного внимания. После окончания нэпа легальный малый бизнес в России был невозможен почти 70 лет. Однако потребности в малом бизнесе не исчезли: его нишу не заполнили ни государство, ни крупные предприятия. Существовал гигантский рынок услуг граждан друг другу. Проблему превращения частных, приватных, семейных, дружеских и прочих услуг в платные в юмористической форме сформулировал экономист Поль Самуэльсон: "Что будет с ВВП США, если пожилой профессор женится на своей домработнице? " Перед нами стоит та же экономическая задача. Необходимо вывести услуги из сферы взаимопомощи в сферу экономических отношений. Женщина может спать на бигудях, может обращаться за помощью к соседке, а может регулярно ходить в салон красоты. Нас интересует именно последний вариант. В развитии малого бизнеса есть универсальные закономерности. Когда в послевоенной Европе нищее население восстанавливало хозяйство, росло душевое потребление хлеба, а сфера услуг начала развиваться потом, с уменьшением потребления хлеба.
Мы печемся о развитии малого бизнеса, а население не может позволить себе отнести вещи в химчистку, а белье - в прачечную. В попытках создать идеальный инкубатор для малого бизнеса мы забыли о спросе. Пока средняя зарплата будет $100, а стирка рубашки в прачечной - $1,5, о развитии этого сектора услуг не может быть и речи.
Автор - депутат Госдумы, председатель объединения "Деловая Россия"