Барневик лишился $54 млн


ЦЮРИХ - Последние несколько лет легендарный создатель компании ABB Перси Барневик разъезжал по миру и учил, как правильно управлять корпорациями. Он советовал приглашать сильных внешних директоров, которые станут задавать трудные вопросы генеральным директорам компаний. Но именно эти директора и сгубили репутацию бывшего руководителя шведско-швейцарского промышленного гиганта. Новое руководство ABB, вдохновляемое на поиски истины непримиримым внешним директором, обнаружило, что в качестве пенсии Барневик получил единовременный платеж в размере $87 млн. Директоров ABB расстроила не столько сама сумма - по европейским меркам весьма внушительная, - о которой они ничего не знали, но и то, что, оставшись на посту председателя совета директоров, Барневик явно темнил и избегал разговоров о причитающейся ему пенсии как бывшему гендиректору ABB.

В ноябре 2001 г. Барневик был вынужден уйти и с поста председателя. В феврале ситуация с его внезапным уходом разъяснилась окончательно - и в один миг развеялся миф о знаменитом топ-менеджере Перси Барневика, эдаком европейском Джеке Уэлче. Перси Барневик родился в семье владельца типографии, учился в Швеции и в Стэнфорде, а затем, проделав нелегкое восхождение по служебной лестнице, добрался до кресла исполнительного вице-президента шведской компании Sandvik, занимающейся выпуском оборудования. В те далекие времена Барневик слыл фанатиком максимально эффективного использования времени. В его биографии, изданной в 1998 г., Мартин Хаг и Бо Петтерссон пишут, что Барневик имел обыкновение читать даже во время велосипедных прогулок, пристраивая книгу на руле. В 1980 г. Барневик становится генеральным директором компании Asea, занимающейся производством электроинженерного оборудования. На этом посту он разворачивает широкую кампанию по приобретению других фирм и в 1988 г. проводит первое в Европе транснациональное слияние со швейцарской Brown Boveri. Так родилась ABB. Эта сделка вошла в учебники. Студенты Гарвардской школы бизнеса изучают ее как пример удачного слияния. Успех открыл Перси Барневику двери в советы директоров таких компаний, как Du Pont и General Motors.

Долговязый бородатый швед с внешностью профессора стал одним из наиболее ярых европейских предпринимателей, выступающих в поддержку американского и британского стилей управления, предполагающих большую прозрачность финансовой деятельности корпораций. За 16 лет его руководства доход по инвестициям в акции Asea, а затем и в ABB составлял в среднем по 30% в год. Компания стала одной из наиболее уважаемых в Европе. Специалисты по менеджменту говорили, что ABB демонстрирует, как крупные корпорации должны решать сложные проблемы, возникающие при выходе на глобальный рынок, сохраняя при этом связи на рынке внутри страны.

По свидетельству некоторых членов совета директоров ABB, уходя в 1996 г. с поста генерального директора, Барневик без особого шума договорился о размере причитающихся ему выплат, а заодно и о размерах пенсии и сумме единовременных выплат в случае увольнения для своего преемника - Йорана Линдала. Размеры причитавшейся Барневику пенсии рассчитывались на основании документа, подписанного в 1992 г. Петером Валленбергом, бывшим в ту пору сопредседателем совета директоров ABB. В документе говорится, что сумма пенсионных выплат Барневику должна равняться 50% от размеров его оклада и бонусов. Объем бонусов никак не ограничивался, и потому несколько удачных для компании лет существенно увеличили размеры пенсии ее руководителя. Барневик предпочел получить всю пенсию разом, а не в виде ежегодных выплат. Выйдя в отставку, он переехал в Лондон.

Скандал разразился на заседании совета директоров ABB 11 февраля 2001 г. Тогда воинственно настроенный швейцарский финансист Мартин Эбнер, владеющий BZ Group Holding, которой принадлежит 12% акций ABB, попросил Барневика поподробнее рассказать о выплатах, причитающихся Линдалу, - его уволили в конце 2000 г. из-за того, что гендиректор не смог обеспечить обещанного роста. Барневик ответил, что по контракту размер этих выплат должен составлять две годовые зарплаты Линдала. Размеры зарплаты не разглашались. (Только с прошлого года, проведя первичное размещение своих акций на одной из бирж США, ABB стала публиковать хотя бы часть своих финансовых данных. Например, оклад нынешнего гендиректора ABB уже не секрет - $882 000). Эбнер не успокаивался. Он не мог понять, почему Линдал ушел без боя. На заседаниях совета директоров 30 мая и 20 июля Эбнер требовал полного отчета. Обычно хладнокровный Барневик начинал заметно злиться. Его реакция в конце концов насторожила и его коллег, которые присоединились к требованиям Эбнера. На заседании 4 - 5 октября Барневик сдался и привел точную цифру: Линдал получил в общей сложности $50 млн. "Такого никто не ожидал", - вспоминает один из присутствовавших на заседании.

Тогда пытливый Эбнер задал Барневику новый вопрос: какая пенсия полагается ему? Председатель заюлил. Как председателю совета директоров, сказал он, пенсии ему не полагается вообще. Коллеги поинтересовались размером пенсии, полагавшейся ему как бывшему гендиректору. Барневик давал невразумительные ответы, укрепляя своих коллег в подозрениях.

Директора решили предпринять собственное расследование и создали комиссию по компенсациям, в которую вошли Эбнер, заместитель председателя совета директоров ABB Роберт Джекер и гендиректор фармацевтической компании Aventis Юрген Дорманн. Раньше такого органа в ABB не было.

На заседании 21 ноября Барневик заявил, что берет на себя часть ответственности за неважные результаты работы компании в последние годы и уходит из компании. Сказав так, он и впрямь вышел из кабинета, прикрыв за собой дверь. На том же заседании стали известны подробности, касающиеся пенсии Барневика. 13 февраля, в день рождения бывшего гендиректора, компания сделала эту информацию достоянием общественности. ABB заявила, что будет добиваться от Барневика и Линдала возврата денег. В том же документе сообщалось, что по итогам 2001 г. убытки ABB составили $691 млн. 10 марта агентство Reuters со ссылкой на ABB сообщило, что по условиям внесудебного соглашения Перси Барневик вернет ABB $54 млн, а Линдал - $28 млн.

В интервью шведской газете Dagens Nyheter Барневик сказал, что единственное, в чем его можно упрекнуть, - в том, что он не указал суммы свой пенсии в финансовом отчете компании. По его словам, никаких противозаконных действий он не предпринимал: "Я знаю, что работал честно и действовал в соответствии с контрактом. Моя совесть чиста". Историю с пенсией он квалифицирует так: американская система в европейских условиях. Тут хотелось бы заметить, что ратующий за прозрачность в финансовых вопросах Барневик, умолчав о пенсии, повел себя как закоренелый европеец. (WSJ, 6 - 10. 03. 2002)