"Мерседесом" по бездорожью


За отмену последнего оборотного налога на пользователей автодорог больше всех заплатят владельцы роскошных и мощных машин. Новый транспортный налог с одного "шестисотого" "Мерседеса" составит $1000 в год. Правда, чтобы компенсировать потери региональных бюджетов, одних "Мерседесов" России не хватит. Поэтому правительство собирается отдать губернаторам пятую часть своих доходов по налогу на прибыль.

С 1 января 2003 г. будет отменен налог на пользователей автодорог, который составляет 1% от оборота и зачисляется в региональные бюджеты. Одновременно исчезнет налог с автовладельцев, который платят граждане. Ставку последнего устанавливают регионы - например, в Москве она составляет 3 руб. с лошадиной силы малолитражного легкового автомобиля (менее 100 л/с) и 10 руб. с силы более мощного авто (свыше 100 л/с). По данным Минфина, поступления от налога на пользователей автодорог составили в 2001 г. 129 млрд руб. По прогнозу на 2002 г. - 154 млрд руб., на 2003 г. - 179 млрд руб.

Отмена последнего налога с оборота может оставить регионы без средств на дорожное строительство. Поэтому правительство решило вчера ввести новый транспортный налог, платить который будут автовладельцы. В специальной главе НК будут указаны предельные ставки налога: для машин мощностью до 100 л/с ставка составит 10 руб. за 1 л/с, а для более мощных авто - "значительно выше", говорит первый замминистра финансов Сергей Шаталов. Конкретные ставки транспортного налога будут устанавливать регионы, и Шаталов уверен, что налог на маломощные машины не превысит 5 руб. за лошадиную силу. По его оценке, из 19 млн российских "легковушек" 18,7 млн не превышают по мощности 100 л/с. Их владельцы будут платить не больше 320 - 350 руб. в год, говорит идеолог налоговой реформы.

Зато владельцу "шестисотого" "Мерседеса" придется, по словам Шаталова, платить $1000 в год. Продавцы дорогих иномарок отнеслись к неприятной новости стоически. "Если человек хочет иметь роскошную машину и готов за нее заплатить, он и налог заплатит. Хотя даже очень богатые люди бывают иногда необыкновенно бережливыми", - говорит гендиректор компании "Панавто" Андрей Павлович. Но даже если новый налог не отобьет охоту покупать "Мерседесы", для компенсации бюджетных потерь его явно не хватит. Чтобы не заморозить дорожное строительство, правительство собирается компенсировать регионам 121 млрд руб. Примерно 50 млрд руб. территории получат за счет уменьшения ставки, по которой налог на прибыль зачисляется в федеральный бюджет, с 7,5% до 6%. Разница пойдет в региональные бюджеты. Еще 3,8 млрд руб. принесет индексация ставки земельного налога на 80%. Остальное территории получат в виде финансовой помощи, тем более что Минфин не забыл и о себе. Доходы федерального бюджета в 2003 г. увеличатся за счет индексации акцизов в среднем на 15%, причем акцизы на моторное топливо и табак увеличатся на 70%, а на пиво - на 25%. По мнению президента Российского топливного союза и Московской топливной ассоциации Сергея Борисова, розничная цена нефтепродуктов вырастет после этого примерно на 20 - 23%, а значит, за налоговые новации опять заплатят потребители.

Впрочем, экономисты считают, что другого выхода нет. "Оборотные налоги крайне неэффективны, они заставляют бизнес уходить в тень", - говорит эксперт Центра фискальной политики Антонина Ковалевская.

Губернаторское лобби утверждает, что "пакет Шаталова" не спасет дорожное строительство. По оценке сенатора от Сахалина Валерия Горегляда, территории недополучат около 17 млрд руб. Поэтому сенатор предлагает направлять 4% НДС "на дорожное хозяйство" (1,5% на федеральные дороги и 2,5% - на региональные). А бывший замминистра финансов, ныне сенатор от Нижегородской области Евгений Бушмин предлагает ввести дополнительный акциз на реализацию бензина на бензоколонках, который целиком бы зачислялся в региональный бюджет.