Хорошо забытый Club Med


Французская туристическая компания Club Mediterranee радикально меняет стратегию. Меняет она ее в сторону возврата к традициям: руководство намерено отказаться от новых планов развития компании, активно рекламировавшихся в последние годы.

Club Med стала лидером рынка несколько десятилетий назад. Традиционно ее курорты позиционировались как места веселого времяпрепровождения одиноких и непритязательных представителей поколения сексуальной революции. Однако в последнее время знаменитую компанию преследуют трудности: отчасти из-за терактов 11 сентября и общего спада в мировой экономике, отчасти по внутренним причинам Club Med стала терять клиентуру, часть ее курортных "городков" пришлось закрыть. Ради спасения прославленного брэнда Club Med решила перепрофилировать свои курортные комплексы, сделать их более приспособленными для активного отдыха современной молодежи и людей более старшего возраста - обеспеченных, желающих комфорта и стремящихся вести здоровый образ жизни.

Генеральный директор Club Med Филипп Бургиньон, провозгласивший диверсификацию краеугольным камнем новой стратегии компании, рассчитывал, что в результате она не будет так сильно зависеть от сезонных ритмов в туриндустрии, а кроме того, распространит авторитет своего брэнда на новые области. Было организовано специальное подразделение, отвечающее за "активный отдых", включая фитнес-клубы, спортивные мероприятия и сеть городских развлекательных центров Club Med World (первые подобные центры были открыты в Париже и Монреале).

Теперь становится очевидно, что стратегия себя не оправдала: как признала во вторник Club Med, сделанные в этом направлении шаги до сих пор не принесли желаемого результата. Хотя планы диверсификации вынашивались компанией несколько лет, кризис отрасли повредил в последний год ее основному бизнесу, причем именно в тот момент, когда компания собиралась вложить значительные средства в развитие новых проектов.

В связи с этим было решено сосредоточиться на традиционном туристическо-курортном направлении работы. "Мы не знаем, до каких пор продлится кризис в туристической индустрии, поэтому не можем делать ставку на развитие новых стратегий", - объяснил позицию компании ее представитель Тьери Орсони. В течение года будут заморожены отдельные проекты, на которые ранее было решено выделить 200 млн евро ($176,4 млн), такие как реконструкция сети французских фитнес-центров, которые Club Med приобрела в начале 2001 г. Кроме того, руководство намерено свернуть Club Med World как отдельное подразделение. Некоторые виды новой деятельности (в том числе интернет-проекты, работа над сетью молодежных курортов и др.) будут осуществляться в рамках существующих подразделений.

Аналитики в целом удовлетворены известием: многие из них не приветствовали реформаторские идеи компании. Шэрон Лоули, аналитик из Lehman Brothers, считает, что основной бизнес Club Med только страдал от этого. "Бургиньон руководствовался такой логикой: поскольку Club Med - великий брэнд, его можно приложить к чему угодно, и он будет иметь успех, - говорит Лоули. - Но это явно не так". (WSJ, 20. 03. 2002)