ОПЫТЫ: Рецессия на выдумку хитра
ХИТОЙОСИ - Мицукадзу Идзуми, 45-летний рабочий с текстильной фабрики, потерял свое место, когда его хозяин обанкротился. Вскоре он нашел себе новую работу - правда, по несколько другому профилю: теперь бывший текстильщик ходит по кипарисовым рощам, собирая катышки оленьего помета. На других участках работают еще девять его коллег (среднестатистический олень ежедневно оставляет за собой 1010 катышков). Обнаруженный на лесных тропах материал аккуратно собирают совком в пакетики и отсылают специалистам, а те на основании строгого учета делают выводы о структуре популяции оленей на юге Японии.
Исследовательская программа действует не только в интересах животных или ученых-зоологов - таким способом префектура Кумамото еще и борется с безработицей. Возможно, это не самая привлекательная работа на свете, однако Идзуми получает за нее $80 в день, и за неимением другой лесные прогулки с совком - не худший вариант.
Десятилетие экономического спада в Японии напоминает о Великой депрессии в США. В 1930-е гг., когда безработица достигала 25%, президент Франклин Рузвельт приложил максимум усилий, изобретая всевозможные занятия для своих граждан - от строительства дамб и пошива кукол до посадки деревьев и покраски стен. По масштабам деятельности госчиновников по трудоустройству японская Великая рецессия вполне сравнима с американской Великой депрессией.
В январе уровень безработицы в Японии достиг 5,3%. По западным меркам это немного, но для Японии, где действует система пожизненной занятости и безработица в последние годы составляла 2 - 3%, это рекорд. Эксперты предсказывают рост безработицы в 2002 г. до 6%.
В 2001 г. власти выделили на программу по экстренному трудоустройству населения $2,7 млрд. В течение трех лет планируется создать 500 000 временных рабочих мест. Безработным предлагают патрулировать улицы, нанося на карту замусоренные участки, помогать малышам адаптироваться к школе, собирать улиток, подстригать кусты, строить мосты и дороги в сельской местности. Все это конечно обходится государству недешево, и по размерам госдолга, составившего $5 трлн (135% ВВП), Япония давно превзошла остальные индустриальные державы.
Насколько новая программа окажется полезной для 3,4 млн японских безработных - большой вопрос. Экономисты так и не пришли к единому мнению, помогла ли Америке программа Рузвельта (не исключено, что гораздо больше экономическому подъему способствовала начавшаяся вскоре Вторая мировая война). К тому же Япония и без того славится неэффективностью своих производств. Несмотря на успехи автопроизводителей и разработчиков высоких технологий, задающих мировые стандарты в своих отраслях, в остальных сферах сказывается стратегия правительства создавать рабочие места в изобилии любой ценой: в 2001 г. производительность труда в стране составляла лишь 72% от американской. Нередко целые команды месяцами занимаются какими-нибудь "общественными работами", на которые специальная техника потратила бы пару дней. "Что поделать? Мы должны пристраивать безработных", - сетуют самые изобретательные в мире чиновники. (WSJ, 19. 03. 2002)