ОПЫТЫ: Война мертвецов с вампирами


Сталь - важный продукт в экономике, однако с помощью пошлин США готовы защищать не только своих металлургов, но и производителей маскарадных костюмов.

Алан Геллер, глава фирмы, торгующей костюмами для Хэллоуина, показывает образец своего товара - "больничную пижаму с комплектом для театральной имитации диареи". Если в разгар праздника нажать на пластиковую емкость, скрытую под материей сзади, из нее к восторгу соседей - ведьм, вампиров и мертвецов - польется коричневая жидкость. "И это, по-вашему, то же самое, что бальное платье? " - негодует продавец.

Возмущение Геллера можно понять. Принадлежащая его семье нью-йоркская компания Fun World производит одежду в Китае из дешевого полиэстера. Эти вещи стоят не более $12. Раньше Таможенная служба США рассматривала костюмы для Хэллоуина как праздничные сувениры и позволяла ввозить их в страну беспошлинно. В феврале 2002 г. гигант хэллоуинной индустрии RubieХs Costume убедил суд внести эти наряды в категорию "маскарадные костюмы", в отношении которых действуют импортные квоты; кроме того, они облагаются пошлинами в размере до 32%.

Самой RubieХs это не повредит: большая часть ее продукции производится в Мексике и не облагается пошлинами по Североамериканскому соглашению о свободной торговле. Таким образом, бархатное платье от RubieХs, украшенное тисненым рисунком, свободно пересекает границу, а товары Fun World - дырявое платье со свисающими рукавами, имитирующее нищенские лохмотья, или малиновый "костюм сутенера" с воротником леопардовой расцветки - подпадают под санкции.

Борьба началась в 1990-х гг., когда на рынке появились Fun World и Paper Magic Group, выбросив на прилавки дешевые костюмы, сделанные в Азии и Восточной Европе. Президент RubieХs Марк Бейдж усмотрел в этом ущемление его интересов: его костюмы выше качеством, работа и материалы обходятся дороже, плюс 15% пошлины за материалы, закупаемые в Азии.

Взвесив эти обстоятельства, Бейдж ополчился на темную формулировку в таможенном законодательстве. До сих пор костюмы из дешевой ткани без манжет, пуговиц, молний и подшитой кромки трактовались не как полноценная одежда, а как праздничный сувенир или аксессуар. Бейдж взялся доказать, что балахоны-однодневки по сути не отличаются от смокингов и театральных костюмов. Судья Эван Уоллеч, поразмыслив, согласился, что костюм пирата, скелета или смерти с косой может считаться одеждой: разумеется, обычно люди не ходят в таких нарядах по улице, но в принципе ничто не мешает, скажем, ребенку надеть подобную вещь в теплую погоду.

Под напором такой аргументации суд вынес вердикт, гибельный для десятков мелких компаний. Объем продаж отрасли сократится на $250 млн, а цены на шутовские наряды вырастут вдвое, доказывают адвокаты. Пострадают и розничные сети, такие как Wal-Mart и Target, сделавшие ставку на китайский импорт.

Бейдж чувствует себя королем на любимом празднике американцев. Конкуренты уверены, что его целью был контроль над рынком, а не борьба за качество. Самый большой удар для них - не пошлины, а квоты. Геллер показывает "тюремную робу" за $9: "Наши люди в Китае говорят, что разрешение на ввоз такой вещи будет стоить $4. Это смертельно для нас". (WSJ, 17. 03. 2002)