Wal-Mart штурмует Японию


ТОКИО - Вчера Wal-Mart, крупнейшая в мире компания розничной торговли, сделала первый шаг к завоеванию японского рынка, пообещав $46 млн за 6,1% акций японской сети супермаркетов Seiyu. Еще 5,1% акций Seiyu собирается приобрести за $38,8 млн ведущий торговый дом Японии - корпорация Sumitomo.

Wal-Mart и Sumitomo покупают 42,5 млн акций Seiyu по цене около $2 за акцию, что позволит американской компании создать себе прочную платформу на японском рынке розничной торговли.

Президент и генеральный директор Wal-Mart International Джон Мензер сказал, что руководству американской компании особенно импонируют в Seiyu сильный менеджмент и знание рынка, добавив при этом, что в Wal-Mart счастливы воспользоваться богатым опытом корпорации Sumitomo. В данный момент японский рынок розничной торговли переживает трудные времена, обусловленные дефляцией и низким уровнем потребления. За последние годы несколько торговых компаний были вынуждены начать процедуру банкротства.

Аналитики были немало удивлены альянсом Wal-Mart и Seiyu, так как многие из них были уверены, что слабеющая японская компания станет искать союза с фирмой, стратегия которой в большей степени сходна с ее собственной. Супермаркеты Seiyu расположены главным образом в окрестностях Токио и являются относительно небольшими по сравнению с огромными торговыми центрами Wal-Mart.

Тем не менее Seiyu - весьма уважаемая торговая фирма, говорит Тосико Байндер, аналитик рынка розничной торговли в токийском отделении HSBC.

Японский рынок давно привлекал к себе внимание иностранных торговых компаний. Однако запутанное законодательство, чуждые методы работы и трудности с приобретением собственности стали для большинства западных компаний неодолимым препятствием.

Seiyu входит в группу компаний Saison и является пятой по величине сетью супермаркетов в Японии. Из-за больших размеров долга, обременяющего компании группы, Seiyu уже некоторое время испытывает трудности и не имеет возможности расширяться. Средства, полученные компанией от сделки с Wal-Mart, помогут ей прибегнуть к более агрессивной стратегии, считает Тосико Байндер. (FT, 14. 03. 2002)