СТРАТЕГИЯ: Око за око, тариф за тариф
БРЮССЕЛЬ - После того как американцы все-таки повысили импортные пошлины на сталь, не приходится ждать от Европы уступок США в переговорах по другому болезненному вопросу - о введении аналогичных мер против американских экспортеров, пользующихся налоговыми льготами.
В январе Всемирная торговая организация признала эти льготы незаконными субсидиями, и Европа теперь имеет право ввести против американских компаний санкции. Размер штрафных пошлин, которые ЕС может ввести против американских экспортеров, будет определен на заседании специальной комиссии ВТО 29 апреля. Это "день икс", когда ставки в торговом противостоянии США и Европы будут окончательно определены. По подсчетам специалистов Евросоюза, эта сумма составляет $4 млрд. Американцы считают эту цифру завышенной и оценивают ущерб, нанесенный европейским предпринимателям их действиями, в $956 млн.
Обе стороны понимают, что история с американскими пошлинами на сталь значительно осложнила ситуацию. Напрямую эти два вопроса между собой не связаны, но "стальное" решение американской администрации внесло дополнительное напряжение в атмосферу переговоров. Комиссар ЕС по торговле Паскаль Лами обещает во время предстоящих в апреле встреч с американцами "не держать зла" за стальные пошлины и не действовать по принципу "око за око". Но очевидно, что политический климат ухудшился и от обеих сторон потребуется изрядная доля хладнокровия.
Система налоговых льгот имеет для экономики США принципиальное значение, поскольку американцы уже более 30 лет гораздо больше покупают за рубежом, чем продают. Торговый дефицит США неуклонно рос все эти годы.
Кампанию против американских экспортных субсидий начал четыре года назад тогдашний председатель комиссии ЕС по торговле Леон Бриттан в ответ на попытки США укрепиться на европейском рынке пива и бананов. Евросоюзу удалось тогда привлечь на свою сторону Всемирную торговую организацию.
1971 г. - США разрешили экспортерам открывать "иностранные сбытовые корпорации" (FSC) в офшорных зонах. Это впервые позволило экспортерам легально уходить от налогов. ЕС выразил недовольство, но не предпринял ответных действий.
1995 г. - Образована ВТО, начавшая дискуссии о путях решения торговой проблемы, включая санкции против США. Октябрь 1999 г. - Комиссия ВТО признала практику создания FSC незаконным субсидированием. Февраль 2000 г. - Апелляционная инстанция ВТО поддержала решение комиссии, обязав США привести налоговое законодательство в соответствие с правилами ВТО. Май 2000 г. - США представили "циничное" решение проблемы: FSC отменить, но при этом освободить от налогообложения все прибыли, полученные американскими компаниями за рубежом. ЕС отверг предложение.
Сентябрь 2000 г. - Конгресс США принял акт о внешнеторговых операциях, по сути почти повторяющий майские предложения. В ноябре президент Клинтон придал акту статус закона.
20 августа 2001 г. - После протеста ЕС комиссия ВТО дала заключение, что закон предоставляет американским компаниям запрещенные ВТО экспортные субсидии. 14 января 2002 г. - Апелляционная инстанция ВТО поддержала решение комиссии, разрешив ЕС ввести ответные штрафные пошлины. Впрочем, налоговые льготы выгодны некоторым европейским компаниям, американские подразделения которых оказываются в выигрыше. Кроме того, европейские потребители и импортеры не хотят никаких ответных мер, которые в результате увеличили бы их расходы. Когда Еврокомиссия обратилась к европейским индустриальным лоббистам за предложениями, некоторые группы не пожелали вносить ни одного наименования в список американских товаров, подлежащих обложению штрафными пошлинами. Во времена "банановых войн" США столкнулись с аналогичной проблемой: выбирая, какие бы товары сделать объектом запретительных пошлин, эксперты остановились на такой экзотике, как сыр пекорино и свитера из кашмирской шерсти.
Тем не менее в сложившейся обстановке многие захотят ответить Америке "из принципа". "Мы должны, насколько возможно, постараться осложнить им жизнь", - сказал Николас Клегг, британский представитель в Европарламенте. (WSJ, 12. 03. 2002)