Большая автомобильная тройка проигрывает
ДЕТРОЙТ - Ни одна из моделей, выпущенных "большой тройкой" американских производителей, в этом году не получила "оскара" за надежность. В ежегодном рейтинге самых надежных машин, публикуемом американским потребительским журналом Consumer Reports, первые позиции во всех 10 категориях заняли японские и европейские марки.
Номер Consumer Reports, содержащий автомобильные рейтинги, традиционно становится бестселлером. В прошлом году его получили более 4 млн подписчиков журнала, еще около 280 000 экземпляров были проданы в розницу. Рейтинги надежности основаны на результатах опроса 512 000 читателей Consumer Reports. Все это заставляет автомобилестроителей всего мира относиться к рейтингу журнала со всей серьезностью.
Самые высокие позиции в рейтинге занимает японская Toyota Motor, машины которой оказались лидерами в четырех категориях - в частности, в классе малых и средних автомобилей (модели RAV4 и Highlander соответственно), а также среди пикапов (модель Tundra). Другая японская компания, Honda Motor, и немецкая Bayerische Motoren Werke лидировали каждая в двух категориях. Subaru, подразделение японской корпорации Fuji Heavy Industries, победила в одной категории.
Представители General Motors и Ford Motor во вторник оспорили корректность методики, используемой при составлении обзора Consumer Reports. Представительница Ford Марси Эванс заявила, что ее компания пытается разобраться в логике приводимых в журнале данных, добавив, что анкеты для обзора рассылались еще в апреле 2001 г., а значит, опубликованные данные отражают ситуацию, существовавшую в течение очень незначительного периода года. Эванс также отметила, что в ряде других обзоров автомобильного рынка машины Ford лидируют среди американских производителей по показателю надежности, а использовавшаяся Consumer Reports выборка из 100 потребительских ответов на одну модель слишком мала и нерепрезентативна.
Представитель General Motors Том Уикхэм также выразил недоумение по поводу методики авторов обзора. Год назад 11 автомобилей GM получили знак "Редакция советует", в нынешнем году компания получила лишь четыре таких знака - без каких-либо видимых причин, по мнению Уикхэма. "Это абсолютно ненаучный обзор, - говорит Уикхэм. - Подобные субъективные оценки по-настоящему не говорят ни о чем". По словам представителя GM, несколько независимых источников признали, что компания добилась существенного повышения качества, но это не нашло отражения в обзоре. "Мы уважаем независимые обзоры продукции, но в данном случае не были учтены наши успехи в обеспечении качества и надежности", - заявил Уикхэм.
Проведенное Consumer Reports исследование надежности показало, что на 100 американских машин в среднем приходится по 24 неполадки, в то время как у европейских производителей на 100 машин приходится 23 неполадки, а у японских компаний - лишь 15. Компания Ford в прошлом году стала лидером по надежности среди американских компаний, но на этот раз показала плохой результат - 26 неполадок на 100 машин. У Chrysler, входящей в концерн DaimlerChrysler, соответствующий показатель равен 22, а у General Motors - 23.
Представитель Chrysler Макс Гейтс отказался комментировать данные обзора, заявив только, что его компания довольна ростом своих показателей в области надежности в течение трех лет подряд.
По словам Дэвида Чемпиона, возглавляющего в Consumer Reports отдел тестирования автомобилей, ухудшение показателей Ford вызвано большим числом отзывов из продажи моделей Escape и Explorer. (WSJ, 13. 03. 2002)