Майкл ОХЛири посягнул на небо
При известном умении руководителя кризис отрасли вполне можно обратить на пользу компании. Сейчас, когда подавляющее большинство авиалиний вынуждены буквально бороться за выживание, ирландская авиакомпания Ryanair, без преувеличения, процветает и расширяет свой бизнес. Недавно Майкл ОХЛири, генеральный директор авиакомпании, специализирующейся на дешевых перевозках, обескуражил своих конкурентов, заявив, что в течение ближайших трех лет Ryanair намерена открыть новые точки базирования в Италии, Скандинавии и Франции. Кроме того, группа ведет переговоры о создании базы в Испании и уже через пару недель откроет сообщение по 10 новым рейсам со своей первой базы на территории Германии, расположенной во франкфуртском аэропорту Хан.
На прошлой неделе Ryanair объявила, что в феврале ее услугами пожелало воспользоваться 886 320 пассажиров. Это на 40% больше, чем в феврале 2001 г.
Бывший бухгалтер Майкл ОХЛири, ныне руководитель самой быстро растущей авиакомпании в Европе, славится умением использовать любую открывающуюся перед ним возможность. Если ОХЛири сумеет осуществить задуманное, к концу нынешнего десятилетия Ryanair станет крупнейшей авиалинией в Европе, работающей на маршрутах малой дальности.
Собираясь в четыре раза увеличить объемы пассажироперевозок уже к 2010 г., ОХЛири разместил у Boeing крупнейший заказ из всех, которые когда-либо получала корпорация на созданную ею машину Boeing 737: Ryanair заказала 100 авиалайнеров, а позже может заказать еще полсотни.
В ходе переговоров, продлившихся всего четыре месяца, ОХЛири сумел вынудить самолетостроительную корпорацию предоставить ему крупнейшую скидку за всю историю существования Boeing - хитроумный ирландец сыграл на застарелом соперничестве между американской Boeing и европейской Airbus, заявив, что может купить самолеты у европейской компании. "Я бы назвал размеры скидки не соответствующими размерам заказа, - говорит генеральный директор Ryanair. - Boeing считает ее размеры грабительскими".
На самом же деле американская корпорация была просто не в состоянии упустить этот заказ. Ей уже удалось позиционировать себя в качестве "эксклюзивного" поставщика авиалайнеров для большинства авиалиний, работающих по сниженным расценкам. Однако в этом году самолетостроительные компании, и в том числе Boeing, оказались перед лицом еще одной напасти: сокращения количества заказов. Похоже, что авиакомпании-дискаунтеры остались едва ли не единственными клиентами авиастроительных корпораций. Спрос на авиаперевозки резко упал. Виной тому два фактора: последствия приснопамятных событий 11 сентября и снижение темпов роста мировой экономики.
Майкл ОХЛири считает, что в течение ближайших пяти лет европейские авиалинии будут стремительно консолидироваться. По его мнению, в конце концов в Европе останется "три мегакомпании": British Airways, Lufthansa и Air France. "Прочие авиалинии станут или подразделениями трех основных компаний, или вообще исчезнут с рынка", - говорит генеральный директор Ryanair. В то время как крупные авиакомпании резко сокращают объемы перевозок и количество маршрутов, "дешевые" авиалинии продолжают расти и успешно развиваться. Поэтому ОХЛири полагает, что выживут еще одна-две крупные авиалинии-дискаунтера. Первой из них окажется, конечно же, Ryanair.
Авиакомпания Ryanair - основное подразделение компании Ryanair Holdings, - основанная в 1985 г. Тони Райаном, начинала с работы на маршрутах между Ирландией и Британией. Теперь компания осуществляет перевозки по всей Европе. Семья Райан занимает третью позицию в списке наиболее состоятельных семейств в Ирландии и владеет в Ryanair 10% акций. Генеральному директору ОХЛири принадлежит 7%.
Собственно, именно ОХЛири, как пишет корреспондент газеты USA Today Эллиот Блэр Смит, 10 лет назад решил создать на основе обычной авиалинии местного значения новую компанию наподобие американской компании-дискаунтера Southwest Airlines. "Сегодня инвесторы оценивают Ryanair выше, чем какую-нибудь другую европейскую компанию, за исключением германской Lufthansa", - писал Смит в начале октября 2001 г., когда крупнейшие авиалинии уже испытывали на себе последствия нью-йоркских терактов.
Вскоре после 11 сентября ОХЛири принял смелое решение продавать все билеты своей компании по $15. "Мы, конечно же, можем продолжать ковырять в носу и рассуждать о том, что же делать дальше, - заявил генеральный директор Ryanair в свойственной ему неделикатной манере. - А можем постараться простимулировать рост пассажирских перевозок! " Майкл ОХЛири вырос в семье ирландского фермера и закончил колледж иезуитов. "Ему 40, однако джинсы, жаргонные словечки и своеобразная манера говорить заставляют собеседника забыть, что ОХЛири не так уж и молод", - пишет британская The Observer.
У ОХЛири есть кумир - легендарный основатель Southwest Airlines Герб Келлегер, с которым он познакомился в Далласе в 1990 г. Их встреча состоялась незадолго до того, как Майкл ОХЛири стал генеральным директором Ryanair, в то время приносившей одни убытки. "Я шел на встречу с Келлегером, чтобы перенять у него его видение, его опыт, - вспоминает ОХЛири. - Дело кончилось тем, что я пьяный свалился под стол. Человек, который в состоянии перепить ирландца, - вне всякого сомнения, легендарная личность! " Годом позже, когда авиалинии переживали очередной кризис из-за войны в Персидском заливе, ОХЛири перестроил деятельность Ryanair по образу и подобию Southwest, после чего ирландская авиакомпания впервые стала прибыльной. В 2002 г., по словам ОХЛири, Ryanair намерена увеличить объем пассажироперевозок до 12,5 млн, что на 2,5 млн больше, чем в 2001 г. Этим летом компания будет осуществлять рейсы в 13 стран по 75 маршрутам. Для сравнения: год назад самолеты Ryanair летали по 56 маршрутам в 12 стран. (FT, 24, 31. 01. 2002)