Волшебная сказка
Сегодня, когда крупнейшие авиакомпании мира пытаются справиться с огромными убытками, ситуация с Air France, занимающей по объему перевозок второе место среди европейских авиалиний, представляется "историей успеха" из области фантастики.
В 1994 г. эта государственная авиалиния фактически оказалась банкротом, и спасли ее только 20 млрд франков ($2,65 млрд) - подарок французского правительства.
Сегодня, по мнению Жан-Сирила Спинетты, генерального директора и председателя совета директоров Air France, эта частично приватизированная компания (сейчас государству принадлежит 56% акций) по результатам текущего финансового года, заканчивающегося 31 марта, вполне может получить пусть скромную, но прибыль. Между тем British Airways, нидерландская KLM и прочие европейские конкуренты Air France предупреждают о возможных крупных убытках.
Air France конечно же тоже пострадала от кризиса на мировом рынке авиаперевозок, однако прочные позиции компании внутри страны, сбалансированная и эффективная работа сети представительств в разных странах, а также расширяющееся сотрудничество с американской Delta Air Lines, что называется, амортизировали удар.
Объем задолженности Air France, составляющий около 80% ее капитала, считается на фоне других европейских авиакомпаний совсем небольшим. По информации Deutsche Bank, у крупнейшей из европейских авиакомпаний - British Airways - задолженность в три раза превосходит размеры ее капитала.
Этим летом французская авиакомпания намерена сохранить свои мощности, при том что соперники вынуждены их сокращать.
Как это часто бывает, неприятности конкурентов оборачиваются новыми возможностями для Air France. В результате банкротства бельгийской Sabena и швейцарской Swissair французская авиакомпания избавилась от двух крупных соперников и получила шанс проникнуть на их рынки. Банкротство Swissair, рухнувшей под бременем неподъемного долга, привело к разорению ее французского подразделения, AOM/Air Liberte, которое по замыслу руководства Swissair могло бы выступить конкурентом Air France у нее дома.
Французская авиакомпания, умело использовав собственный опыт банкротства, попросту поглотила рынки конкурентов. Свято следуя заветам ветеранов американской авиаиндустрии Стивена Вулфа и Ракеша Гангвала, консультировавших Air France в 1994 - 1996 гг., французская авиакомпания переориентировала работу своей сети, сделав упор на наиболее выгодные направления, создала в Париже пересадочный узел, ввела у себя компьютерную систему управления доходами и специальную систему обслуживания "постоянных" клиентов.
В значительной степени своим успехом Air France обязана парижскому аэропорту Шарля де Голля: его огромные мощности позволяют компании и ее партнерам добавлять столько рейсов, сколько необходимо. Используя возможности этого аэропорта, Air France превращается в гиганта транзитных перевозок, "перехватывая" пассажиров, которые раньше могли бы сделать пересадку в Амстердаме, Франкфурте или Лондоне. Благодаря поистине неиссякаемым возможностям аэропорта количество рейсов малой дальности длительностью не более двух часов у Air France вдвое больше, чем во франкфуртском пересадочном узле ее основного соперника - германской Lufthansa. "Пересадочный узел - наш главный козырь", - рассказывает Спинетта, который немного успокоился и уже не выкуривает по три пачки сигарет в день, как это было еще совсем недавно, в разгар самого тяжелого кризиса, разразившегося на мировом рынке авиаперевозок.
Способность расширяться помогла Air France создать поистине глобальную сеть авиаперевозок, а также заключить соглашения о сотрудничестве с Delta (1999) и альянсом SkyTeam (2000). В январе этого года Air France, Delta, Alitalia и Czech Airlines получили разрешение от антимонопольных органов США на координирование усилий в области ценовой политики, составления расписаний и маркетинга, что позволит им увеличить доходы и сократить затраты.
Дома Air France контролирует около 70% крупнейшего в Европе внутреннего авиарынка. Теперь скоростные поезда TGV, составляющие ей конкуренцию на некоторых направлениях внутри страны, имеют возможность останавливаться у аэропорта, позволяя Air France вовлечь прибывших на них пассажиров в свой пассажиропоток.
Сейчас Air France модернизирует свой флот и занимается улучшением качества работы с клиентами. Спинетта говорит, что в США у Air France до сих пор сохраняется имидж государственной компании. Даже в глазах европейцев, сокрушается генеральный директор, компания выглядит куда хуже, чем могла бы рассчитывать, учитывая ее реальные экономические показатели. Проблема... Однако в Air France уже работают над этим. (WSJ, 4. 03. 2002)