Осторожно, Монблан открывается!
ПАРИЖ - Туннель под Монбланом был открыт в субботу после завершения восстановительных работ. Одна из самых оживленных европейских магистралей, соединяющая Францию и Италию, вышла из строя на три года в результате пожара, унесшего жизнь 39 человек.
Туннель длиной 11,6 км под горой Монблан открылся в 1965 г. Катастрофа, случившаяся в марте 1999 г., была вызвана возгоранием бельгийского грузовика внутри туннеля. Восстановление туннеля оказалось делом нелегким и полным неожиданностей. Первоначально правительства Италии и Франции рассчитывали управиться за год, но вскоре обнаружилось, что туннель нуждается в капитальном ремонте.
Ремонт стоил в общей сложности 300 млн евро ($264 млн). Эти средства пришли главным образом из TMB, франко-итальянской государственной корпорации, которая надеется покрыть расходы за счет проездных пошлин.
Французское правительство до сих пор не может справиться с возмущением местных жителей и зеленых, регулярно митингующих с французской стороны туннеля. Демонстранты требуют запретить грузовикам проезд под Монбланом и угрожают развязать партизанскую войну. Между тем именно транспортная индустрия больше всего пострадала в результате закрытия туннеля: на него приходилась почти половина трансальпийских грузоперевозок.
До сих пор не кончается спор Ива Коше (министра охраны окружающей среды в правительстве Жоспена, представляющего партию зеленых) с Жан-Клодом Гесо (министром транспорта и сторонником коммунистов) о том, можно ли пускать в подобные туннели тяжелые грузовики. После катастрофы под Монбланом в трансальпийских туннелях произошло еще два крупных инцидента - один в Австрии, другой, в прошлом году, в Швейцарии, в туннеле Сен-Готард.
После долгих дебатов правительства пришли к компромиссу: грузовикам разрешат передвижение под Монбланом в конце марта. Своего завершения ждет также система правил, определяющих время и направление движения грузового транспорта. Среди новых мер безопасности - несколько запасных туннелей, по которым в случае возникновения непредвиденных обстоятельств смогут эвакуироваться люди. Одним из последствий длительного бездействия туннеля было решение обоих правительств продолжить строительство 50-километрового железнодорожного туннеля под Альпами от Лиона до Турина. Проект стоимостью 10 млрд евро ($8,74 млрд) завершится не ранее 2015 г. В результате из Парижа можно будет добраться до Северной Италии на высокоскоростном поезде за четыре часа. (FT, 9. 03. 2002)