ОТКЛИК: Тройной барьер
Еще несколько лет назад американский рынок имел стратегическое значение для российских металлургов. Дешевый и качественный российский металл с удовольствием брали американские машиностроители, судостроители. В те времена экспорт был спасением для российской металлургии, а поставки в США составляли почти треть экспорта.
Ситуация менялась, экономика России выздоравливала. Американский рынок, потреблявший некогда почти 5 млн т русского металла в год, перестал быть для нас основным с точки зрения загрузки мощностей и сбыта. Он по-прежнему привлекателен для нас, но скорее как один из стимулов к развитию наших продуктов и технологий. Это важный рынок, требующий от российских металлургов высоких стандартов качества, сервиса. Именно поэтому мы в конце 90-х с пониманием относились к желанию американских коллег установить цивилизованные рамки стальной торговли, хотя не могли согласиться с несправедливыми обвинениями в подрыве американской экономики, демпинге.
Учитывая взаимные интересы двух стран, Россия, в отличие от многих торговых партнеров США, пошла на добровольное ограничение поставок в июле 1999 г. Пойдя по пути цивилизованного решения торговых споров, мы подписали двустороннее "Всеобъемлющее соглашение по торговле сталью". Оно ограничивало наши возможности на американском рынке, но оставляло доступ на него в объеме 2 млн т в год. Более того, выполняя условия соглашения с установленным барьером по объему, мы имели ценовые ограничения по горячекатаному прокату и толстому листу. В результате на деле Россия из-за общемирового падения цен в 2000 г. сократила поставки до 1,4 млн т, а в прошлом году - всего до 1,2 млн т.
Мы рассчитывали, что упомянутое соглашение поставит точку в стальных спорах между нашими странами. Новый виток сближения политических позиций США и России после 11 сентября 2001 г. вселил в нас надежду на улучшение климата и в области торговых отношений.
Именно по этим причинам последнее решение администрации США вызывает разочарование. На мой взгляд, речь идет не столько о прямых экономических потерях, хотя новый, третий по счету барьер грозит стать последним, из-за которого российский металл вообще не сможет дойти до американского потребителя.
Страшно не само закрытие американского рынка, а его последствия. Переориентация 10 млн т на другие рынки может снова потрясти мир стального бизнеса, обострить конкуренцию и привести к обвалу мировых цен, и без того находящихся на довольно низком уровне. Решение от 6 марта ударит не только по русским металлургам. Оно чревато серьезными последствиями для американских отраслей-потребителей. Им придется пережить рост цен на стальную продукцию, теряя свои конкурентные преимущества.
Я глубоко убежден, что сегодняшние проблемы американской стальной индустрии порождены не ввозимым в страну металлом. Высокие издержки гигантов американской стальной промышленности и низкая конкурентоспособность толкают их на нерыночные меры. За широкой спиной стального лобби формируется экономика без здоровой конкуренции, без чего невозможно развитие. Не имея стимула к развитию, американские металлургические гиганты сконцентрировались на финансировании разбирательств, далеких от исповедуемых Америкой принципов свободной торговли. Решая сиюминутные проблемы, они теряют время и средства, необходимые для повышения конкурентоспособности. Последствия этого известны. Мы уже проходили этот путь. Советский Союз за стальным занавесом, оградившим его промышленность от конкуренции, создавшим тепличные условия, взрастил неэффективную экономику. Мы понимаем мотивы американских коллег, но не можем согласиться с их решениями в рамках политики двойного стандарта, когда страна, получающая немалую выгоду от системы свободной торговли в мире, легко нарушает эти принципы, когда ей выгодно. Весьма призрачно теперь осуществление предложенного недавно США "добровольного самоограничения" и "сокращения неэффективных мощностей", если, конечно, Америка в этом случае не действует по принципу "везде, кроме как у нас".
Нарушая принципы свободной торговли в отношении стали, Америка рискует понести потери и на другом направлении. Решение Буша вызовет адекватную реакцию стран-импортеров. И Россия вправе применить адекватные меры по сохранению торгового баланса с США. Конечно, Европа, Япония имеют преимущество - членаы ВТО, пострадавшие от несправедливых решений США могут воспользоваться правилами и механизмами этой организации. Находясь вне ВТО, Россия лишена этих инструментов для отстаивания интересов и сегодня не может выступить единым фронтом с "пострадавшими", что усилило бы переговорную позицию как наших коллег, так и самой России.
Автор - генеральный директор ОАО "Северсталь"