ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР: Лидерство: как увлечь людей
Существуют сотни разных определений лидерства. Все они совпадают лишь в одном - у лидеров должны быть последователи. Первый тест на лидерство очевиден - если у руководителя есть последователи, демонстрирующие впечатляющие результаты, он на правильном пути.
Однако важны не только сами результаты, но и способы их достижения. Если последователи - это подчиненные, которые действуют лишь на основании распоряжений, страха быть уволенными или банального стремления заработать, то руководителя можно причислить к эффективным менеджерам, не более того. Лидеры умеют создавать притягательную для последователей картину будущего. Они увлекают людей, апеллируя к человеческим потребностям высшего порядка - в самореализации и достижении.
Когда я прошу участников своих семинаров изобразить при помощи карандаша и бумаги ассоциации, возникающие при слове "лидер", часто сюжетом рисунков становится движение в направлении, которое указывает кто-то большой и сильный. Правда, иногда возникают и одинокие образы хищников. Вдохновение и направление движения - это то, чего мы ждем от лидеров. Они отличаются от простых смертных тем, что могут сформулировать видение будущего и зарядить последователей энергией для достижения намеченной цели.
Древняя притча о трех каменщиках хорошо иллюстрирует роль лидера. На вопрос: "Что вы делаете? " - первый из каменщиков ответил: "Кладу камни", второй: "Зарабатываю на жизнь", а третий: "Создаю храм". Если последователи "создают храм", а не зарабатывают на жизнь или продают гамбургеры, руководитель может считать себя лидером.
В основе каждой успешной организации лежит видение ее создателя. Хрестоматийными стали примеры Генри Форда, мечтавшего создать "народный автомобиль, доступный любому американскому фермеру", и Уолта Диснея, хотевшего "сделать людей счастливее". Эти лидеры увлекли своими идеями сотни тысяч людей, которые создали процветающие организации. Менее известны отечественные примеры, но они тоже есть. В самом начале 90-х военпред из Ульяновска Алексей Исайкин сформулировал идею создания транспортной компании, которая перевозила бы на российских "Русланах" нестандартные грузы по всему миру. Сегодня созданная им "Волга-Днепр" - лидер 200-миллионной глобальной отрасли, возникшей с появлением этой уникальной организации.
Сформулировано ли видение будущего организации? Понятно ли, куда она идет и как туда попасть? Если у руководителя нет ясного ответа на эти вопросы, лучше забросить текущие дела и задуматься над будущим. Организация без четкого представления о том, какой она должна быть в идеале, обречена на вымирание.
Видение будущего и цели движения определяет смысл существования организации. Оно устанавливает связь между лидером и его последователями, создает чувство единства, побуждает людей к коллективному творчеству.
Обычно видение формулируется коротким эффектным лозунгом, например "Создавать мебель, доступную обыкновенным людям" (ИКЕА), однако за ним стоят целая система взглядов на окружающий мир и понимание роли организации в этом мире.
Организационное видение тесно связано с личностью лидера, его ценностями. При выработке видения лидеру не следует бояться собственных желаний и потребностей, которые он стремится реализовать: в них источник внутренней энергии, столь необходимой каждому лидеру. Но, давая волю своей фантазии, лидер должен определить ее границы, иначе он может превратиться в современного Манилова. Эти границы определяются прежде всего собственными возможностями лидера, тенденциями в развитии внешней среды и временным горизонтом. Сформулировав видение, лидер должен проверить его на "продаваемость" последователям, спонсорам (властным, организационным и финансовым), внешней среде. Это позволяет добавить видению привлекательности, а иногда и содержательности.
Лидерство - удел одиночек, не случайно образ волка регулярно возникает на моих семинарах. Однако при формулировании видения всегда уместна дискуссия. Но важно рассматривать стороннюю помощь как вспомогательный инструмент, облегчающий, а не заменяющий индивидуальный процесс создания видения. Самое страшное для организации случается тогда, когда руководитель нанимает консультантов для выработки собственного организационного видения.
Не менее важно донесение видения до последователей, формирование их устойчивой мотивации. Эту функцию также нельзя делегировать подчиненным. Лидер должен стать говорящей головой, без устали повторяющей одно и то же послание. Создатель АВВ Перси Барневик, проводивший 200 дней в году в поездках по подразделениям своей компании, сравнивал себя с актером, в тысячный раз играющим одну и ту же пьесу перед меняющейся публикой. Президент "Тройки Диалог " Рубен Варданян, более 10 лет назад решивший построить "нормальный инвестиционный банк в нормальной стране", продолжает неустанно говорить об этом сотрудникам своей компании и внешнему миру. Лидер, который действительно хочет, чтобы его видение вдохновляло последователей на неординарные достижения, должен запастись терпением. Ему придется повторять свое видение сотни и тысячи раз, причем делать это доходчиво и ярко, аргументированно и эмоционально.