БАНКИ: Губительная непрозрачность
Последнее десятилетие банковская система России уверенно шагает от кризиса к кризису. Кризис сметает с доски банковских лидеров предыдущего периода, но немедленно появляются новые. Однако характер их деятельности принципиально не отличается от деятельности предшественников. Модель развития банковской системы обнаружила высочайшую способность к самовоспроизведению.
Карманные банки.
Чем характеризуется эта модель и что делает ее настолько невосприимчивой к урокам прошлого? По-видимому, огромное количество карманных банков. Считается, что причина тому - высокая рентабельность банковского бизнеса в начале 1990-х. В условиях низких требований к минимальному капиталу многие предприятия обзавелись собственными банками. Высокая рентабельность и отсутствие регулирования действительно объясняют, почему у нас так много банков. Но ключевые особенности системы сформировались позже, под влиянием другого фактора - дефицита кредитования.
Тогда доступ к денежным средствам даже на не слишком выгодных условиях оказался важнейшим конкурентным преимуществом. Предприятия с гарантированным (за счет отношений собственности) доступом к кредитам не только успешнее противостояли конкурентам, но при случае просто могли их купить. А для банков контроль над предприятиями стал важнейшим инструментом минимизации кредитного риска, и они с увлечением строили промышленные империи. Многие банки стали ориентироваться на обслуживание узкой группы привилегированных клиентов, связанных со своими акционерами. Другие предприятия не могли рассчитывать и на это. Но ситуация постепенно меняется.
Неуловимые акционеры.
Распространенная у нас практика сокрытия реальных акционеров компании пришлась как нельзя кстати для данной модели развития. Когда не удается установить реальных владельцев, не срабатывают и ограничения на кредитование связанных заемщиков и инсайдеров.. Формальными собственниками банков часто являются компании, чьи названия ничего не говорят. Они создаются для владения акциями данного банка и не ведут иного бизнеса. Высока доля акционеров, владеющих чуть менее 20% капитала банка, - приобретение более 20% требует разрешения Центробанка. О нежелании акционеров проходить контроль ЦБ красноречиво говорит факт, что почти 35% из 50 крупнейших банков не имеют акционеров, владеющих более чем 20% акций, а еще два банка вовсе не имеют акционеров, владеющих более 5%.
Банковский кризис 1998 г. раскрыл потенциальную опасность неуловимых акционеров. Быстрое воссоздание банковских империй крупнейших финансово-промышленных групп (ФПГ) оказалось возможным за счет нарушения прав кредиторов. Иностранным кредиторам кризис показал, что работа через российский банк увеличивает риски.
Следствием непрозрачной структуры собственности стала атмосфера недоверия. Российские вкладчики и предприятия не сильно интересуются оформлением собственности, но для иностранцев при открытии кредитной линии или организации синдицированного кредита это не последний вопрос. Открытая структура собственности говорит о поддержке банка акционерами куда больше, чем утверждения менеджеров о наличии таковой. Потеря лояльности.
Данные Банка международных расчетов говорят о снижении доли кредитов иностранных банков российским банкам в общем объеме иностранных кредитов российским заемщикам. В конце 1994 г. эта доля составляла 86,5%, к концу 1998 г. - 63,2%, к концу 2000 г. - 60%, а к середине 2001 г. - 47,8%. Кредиты иностранных банков привлекательнее кредитов российских по сроку (до трех лет), цене (5 - 9% годовых) и объему (от $100 млн). Лучшие российские заемщики получают доступ к иностранным кредитам. Заемщики сокращают долю кредитов у российских банков, у которых, соответственно, ухудшается качество кредитного портфеля. Иностранное кредитование снижает уровень ставок. Для клиентов это хорошо, а российские банки теряют процентную маржу. Это выглядит угрожающим, когда они платят по депозитам граждан более высокие проценты, чем российские заемщики - иностранным банкам. У банков есть повод требовать защиты от конкуренции. Однако конец 2001 г., наоборот, ознаменовался дальнейшей либерализацией. С 1 октября ЦБ отменил разрешения на кредиты иностранных банков на срок более 180 дней до $100 млн, а физические лица получили право открывать счета в банках стран ОЭСР или членов FATF. ЦБ объявил о намерении разрешить инобанкам открывать филиалы на территории России. Наконец, ЦБ снизил минимальную величину уставного капитала для открываемых иностранных банков с 10 млн евро до 5 млн евро. "Эксклюзивные" клиенты российских банков, занимая у них под допустимые на внутреннем рынке высокие проценты, проигрывают в глобальной конкуренции. Это становится большой проблемой наших банков. Партнерство с местными банками превращается для клиентов из конкурентного преимущества в конкурентную слабость. Лучше взять кредит у иностранных банков. Запрет на это способствовал бы поддержке российских банков за счет роста ставок, но негативно повлиял бы на мировую конкурентоспособность российских предприятий. Времени ждать, пока отечественные банки окрепнут, чтобы конкурировать с иностранными, у России нет. Банки остаются один на один с иностранными, а их главные клиенты утрачивают стимулы сохранять лояльность "своему" банку.
Стимулы к реформе.
В России впервые появились стимулы для формирования нормальных клиентских банков. Это может привести и к изменению системы управления банками. Конкуренция заемщиков сменяется конкуренцией кредиторов, и карманные банки не так нужны. В итоге на рынке останутся только банки, для которых банковское дело - область ключевой компетенции, а не зона обслуживания своего холдинга. В поисках новых клиентов банки обратили внимание на средний и малый бизнес, физических лиц; ипотечное кредитование, лизинг и потребительские кредиты. Ради иностранных кредитов некоторые "облагораживают" структуру собственности. Постепенно утрачивают привлекательность банковские холдинги. Распределение операций группы между несколькими банками не только снижает эффективность управления и ведет к росту издержек, но и не способствует доверию кредиторов. Поэтому новые хозяева все чаще сливают свои банковские приобретения с головным банком. Конечно, иметь "запасную" лицензию и непрозрачную структуру собственности заманчиво: риски собственника снижаются за счет кредиторов. Этот базовый конфликт каждый решает по-своему, но в долгосрочной перспективе выиграют те, кто решит провести реформу корпоративного управления с оглядкой на нынешних и будущих кредиторов.
Лучшие "воспитатели" для российских банков - иностранные кредиторы. Только их принципиальная позиция способна эффективно стимулировать внутреннюю перестройку банковской системы и повысить лояльность акционеров своим банкам.
Шанс мимо? К сожалению, России опять повезло. Как раз на этапе роста потребности в кредитах на Западе началась рецессия, и процентные ставки снизились. Иностранные кредиторы опять утрачивают бдительность. Рост спрэда по операциям в России компенсирует риски. Но приток кредитов может прекратиться после роста ставок за рубежом. Тесное знакомство с реалиями российской банковской системы и беспристрастный анализ рисков способны вызвать у иностранцев неподдельный ужас. Но пока все спокойно, и кажется, что есть шанс "проскочить" и заработать, не требуя от партнеров слишком многого. Тем временем еще один шанс внутренней реформы проходит мимо банковской системы. Никакая реформа сверху не сдвинет дело с мертвой точки, пока сами банки не осознают потребность в изменении. Еще один год такой удачной конъюнктуры - и можно будет забыть о реальной реформе и начинать готовиться к новому кризису.
Автор - заместитель гендиректора рейтингового агентства "Интерфакс"