БАНКИ И ФИНАНСЫ: В выплате отказано
После трагических событий 11 сентября страховые компании заявили, что оплатят клиентам все потери, понесенные в результате терактов. На деле все оказалось не так. Даже арендаторы помещений в разрушенном Всемирном торговом центре не могут получить компенсацию - что уж говорить о владельцах кафе неподалеку от "близнецов".
"Все полагают, что [страховщики] о нас заботятся, - говорит Ари Гудман, президент небольшого паевого фонда, располагавшегося на 87-м этаже разрушенной Северной башни ВТЦ. - Но это не так". Страховой полис возглавляемого Гудманом фонда предполагает возмещение в размере $100 000 за ущерб, причиненный офису и оборудованию. Однако, по словам Гудман, в компании Kaye Insurance Group - между прочим "дочке" крупнейшей страховой компании мира American International Group - ей заявили, что нет смысла подавать заявление на выплату возмещения, потому что данный случай нельзя квалифицировать как "ущерб, понесенный в результате злонамеренных действий". Именно такая формулировка записана в полисе Гудман.
Представитель Kaye опровергает слова Гудман, утверждая, что компания принимает все заявления пострадавших от разрушения ВТЦ. "Если мы получим ее заявление, мы рассмотрим его, как и все остальные", - заявил он.
Как бы то ни было, Гудман не одинока в своих мытарствах.
По данным исследования, проведенного среди мелких фирм нижнего Манхэттена, лишь 5% компаний, пострадавших от терактов 11 сентября, уже получили возмещение в полном объеме, 14% - частично, 60% компаний ожидают выплаты. Представители оставшихся 20% компаний утверждают, что не получили никаких денег; некоторые говорят, что их требования были отвергнуты, другие - что страховщики пока не дали никакого ответа на их заявления. Исследование проводилось организацией Downtown Alliance, ставящей своей целью содействие развитию бизнеса.
Страховщики говорят, что прикладывают все усилия для обработки потока заявлений, поступающих после терактов. Совокупный объем выплат страховых компаний оценивается примерно в $40 млрд. "Учитывая сложность этой катастрофы, компаниям понадобилось больше времени для подготовки и подачи заявлений, а страховщикам требуется больше времени на их обработку", - говорит П. Дж. Кроули, представитель Института страховой информации, профессиональной ассоциации страховщиков.
Не только WTC.
Страховщиков можно понять, но на них жалуются не только компании, пострадавшие в результате разрушения нью-йоркских небоскребов. Когда после терактов был закрыт вашингтонский Национальный аэропорт Рейгана - как потом оказалось, на целый месяц, - Дэвид Лэвайн, владелец расположенной на его территории пекарни-кафе Chesapeake Bagel Bakery, понял, что возникли проблемы. Его страховка на случай вынужденного перерыва в работе должна была, как он думал, компенсировать неполученный доход. 12 сентября он позвонил агенту, через которого заключал контракт с Hartford Financial Services Group, и поинтересовался, как оформлять требование к страховщику. Следуя полученным инструкциям, он подал заявление на возмещение $77 000 - и получил отказ. Лэвайн говорит, что намерен подать в суд на компанию.
Случай с Лэвайном в Hartford отказываются комментировать. Однако в конце прошлого года Кэлвин Хадсон, исполнительный вице-президент Hartford, говорил в одном из интервью, что в случае с аэропортом Рейгана вопрос о выплате возмещения за прерывание деятельности достаточно сложный. Почему был закрыт аэропорт: из-за терактов в Манхэттене и Пентагоне или для того, чтобы предотвратить возможные новые теракты? Во всяком случае, по словам Хадсона, страховой случай не наступает.
"Чтобы прочитать полис, нужно быть юристом, - говорит Джо Килзински, совладелец ресторана St. CharlieХs на Манхэттене. - Когда читаешь полис, думаешь, что застрахован, но все оказывается не так просто". Обломки небоскребов ВТЦ нанесли ущерб ресторану Килзински; ресторан закрыт до сих пор, потому что находится в зоне, доступ в которую ограничен. Страховая сумма Килзински составляет $300 000. Его страховая компания заплатила $85 000, а на остальную сумму, указанную в заявлении о выплате возмещения за прерывание деятельности, затребовала дополнительные документы.
Манхэттен не страхуем.
Страховой департамент штата Нью-Йорк получил от страхователей, понесших ущерб в результате терактов, уже около 130 жалоб на действия страховщиков. Руководитель департамента Грегори Серио отмечает сложность ситуации, поскольку страховщики редко сталкиваются с запросами о выплате возмещения от компаний, не имеющих возможности работать в течение целых пяти месяцев. Главная задача сейчас, говорит Серио, - обеспечить компаниям возможность заключать новые страховые контракты. Энтони Хайделго, директор небольшой компании - интернет-провайдера Intercom Online говорит, что уже несколько страховщиков ответили отказом на просьбу застраховать его компанию. "Как только слышат, что ты из Манхэттена, даже разговаривать не хотят", - жалуется Хайделго. (WSJ, 15. 02. 2002)