БАНКИ И ФИНАНСЫ: Повесть о двух городах
В последнее время Франкфурт потерял привлекательность в глазах международных банкиров, брокеров и инвесторов. Еще два-три года назад единственный германский город, который может похвастаться небоскребами наподобие манхэттенских, переживал настоящий бум. Быстро растущий спрос на офисные помещения стимулировал подъем на рынке недвижимости. Открытие ЕЦБ, развитие в Европе культуры фондового рынка, рост котировок акций - все это стимулировало банки и брокерские конторы, аналитические и консультационные компании открывать во Франкфурте свои представительства. Вслед за десятками технологических и интернет-компаний, выходивших на рынок Neuer Markt, в город потянулись многочисленные инвесторы.
Перед введением евро в 1999 г. в Сити заговорили о возможном перебазировании сектора финансовых услуг из Лондона в зону евро - прежде всего во Франкфурт, где обосновался Европейский центральный банк. Теперь, спустя три года, подобных разговоров не услышишь - наоборот, привлекательность Лондона как мирового финансового центра растет, в то время как Франкфурт переживает кризис доверия.
В прошлом году на расположенные в Лондоне финансовые институты пришлось 20% всех международных кредитных операций, 52% операций с акциями иностранных компаний и 31% валютных операций. На валютном рынке ближайшие конкуренты Лондона - Нью-Йорк, Токио и Сингапур - в совокупности имеют такую же долю. В секторе управления активами, который считается весьма перспективным с точки зрения развития индустрии финансовых услуг, на долю Великобритании приходится 40% европейского бизнеса.
Тяготение к Сити.
Привлекательность Лондона - в развитой финансовой инфраструктуре и традициях. Поскольку многие британские и международные банки, инвесторы и брокеры работают в Сити, другие финансовые институты открывают свои представительства именно здесь. Они хотят использовать все преимущества одного из крупнейших финансовых центров мира: ликвидные рынки, обширные деловые связи, хорошо развитый рынок труда и услуг, престижность работы в одном из ведущих городов мира. Важность Сити для британской экономики сложно переоценить. По оценке банка Goldman Sachs, в 1999 г. (последний год, на который есть соответствующие данные) на долю сектора финансовых и связанных с ними услуг пришлось 7,5% национального дохода Великобритании.
Франкфурт, став финансовой столицей зоны евро, получил определенные выгоды. Так, с 1998 г. число представительств зарубежных банков во Франкфурте выросло на 39% до 320. Для сравнения: в Париже их число увеличилось на 14% до 214. По мнению некоторых аналитиков, развитие коммуникационных технологий снижает необходимость концентрации основных участников финансового сектора в одном месте. И все-таки Лондон остается лидером, несмотря на то что число иностранных банков за последние четыре года уменьшилось здесь на 14% до 478 (впрочем, в значительной мере это объясняется слиянием международных финансовых институтов).
Утраченный блеск.
Но интернет-пузырь сдулся, рынок рухнул, экономика Германии застопорилась. Neuer Markt упал на 89% с пика, достигнутого в марте 2000 г., и с июля прошлого года ни одна компания не провела на этом рынке первичного размещения акций. Даже Private Media Group, производителю жесткого порно - продукции, спрос на которую не падает никогда, - не удалось в феврале разместить акции на Neuer Markt: настолько апатичны были инвесторы. Рецессия в экономике Германии, рост числа некредитоспособных компаний и замедление либерализации европейского финансового рынка не улучшают настроения финансистов.
По мнению ряда экспертов, "неконкурентоспособность" Франкфурта проявилась уже в 2000 г., когда провалилось слияние Deutsche Boerse, оператора Франкфуртской фондовой биржи и Лондонской фондовой биржи (LSE). Во Франкфурте опасались, что более влиятельный Сити "уведет" большую часть торговых операций. Теперь у Deutsche Boerse появился еще один крупный конкурент. В октябре прошлого года биржа Euronext, образовавшаяся в результате слияния Парижской, Брюссельской и Амстердамской бирж, добавила в свою растущую империю Лондонскую международную биржу финансовых фьючерсов и опционов (LIFFE), утвердившись в главном финансовом центре Европы.
Тяжелое положение складывается в банковском секторе Германии. Ослабленные ростом безнадежных долгов и ужесточением конкуренции на фрагментированном банковском рынке страны, два из трех ведущих франкфуртских банков потеряли былую славу. Dresdner Bank, третий по величине банк Германии, был в прошлом году куплен страховой компанией Allianz и теперь контролируется из Мюнхена. Такая же судьба может ожидать Commerzbank, основным акционером которого является перестраховочная компания Munich Re.
В Лондон, в Лондон.
"Как выясняется, для создания финансового центра одних небоскребов мало", - говорит сотрудник одного из лондонских банков. В Лондоне, по его словам, есть банковская культура, инфраструктура (юристы и бухгалтеры), действуют необходимые регулирующие нормы. Появление в начале года слухов, что банк N 1 Германии - Deutsche Bank - может перенести штаб-квартиру в Лондон, выявляет, по словам сотрудника одного из немецких банков, обеспокоенность перспективами Франкфурта как финансового центра Европы. Не имея возможности зарабатывать большие деньги на внутреннем рынке, около 10 лет назад Deutsche Bank стал развивать международный бизнес. Сейчас Йозеф Акерманн, глава подразделения корпоративных и инвестиционных банковских услуг Deutsche Bank, который в мае сменит Рольфа Брейера на посту председателя совета директоров, реорганизует систему управления банка. Цель - превращение традиционного немецкого предприятия в глобальный финансовый институт англосаксонского типа. Подразделение Акерманна, офис которого находится в Лондоне, приносит сейчас 70% прибыли банка. В результате реорганизации существенно расширятся полномочия лондонских менеджеров Deutsche Bank. Это и породило слухи о переводе банка в Лондон. "С психологической точки зрения последствия такого решения были бы катастрофическими", - говорит Томас Шменглер, глава отдела немецких рынков ипотечной компании Jones Lang LaSalle.
Большие деньги направляются прежде всего в Лондон. Deutsche Bank разработал план строительства 200-метровой 38-этажной башни в Сити, которая станет самым высоким зданием в финансовом районе Лондона. (FT, 7 - 8. 02. 2002)