ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Российско-атлантический союз


В Москве взбудоражены сообщениями ведущих западных СМИ о грядущем коренном изменении формата отношений России и НАТО. По сути, Североатлантический союз согласился не только с казавшимися фантастическими предложениями британского премьера Тони Блэра относительно пересмотра отношений между Россией и НАТО, но и со всеми российскими предложениями. Если сообщения западных СМИ не окажутся преувеличением, то речь может идти даже и не о вступлении Российской Федерации в НАТО, а о создании новой международной структуры безопасности, покрывающей и Североатлантический союз, и Россию. Если же оценивать происходящее с точки зрения итогов "холодной войны", то можно высказаться и проще: Североатлантический союз просто поглощает Варшавский договор, обеспечивая главному фигуранту этого договора почетные условия сотрудничества.

В Москве, естественно, уверены - как обычно, впрочем, - что Россию хотят обмануть. Коварные янки, не успев обыграть русских в хоккей, готовятся к войне против Ирака и ужасно боятся, что Москва вступится за братский диктаторский режим Саддама Хусейна. Вот Вашингтон и задабривает Москву, чтобы она не смогла сорвать его жуткие замыслы.

Версия, конечно, веселенькая, но уж больно незамысловатая. Как Москва умеет вступаться, Саддам Хусейн уже имел возможность убедиться во время "Лисы в пустыни". Я и сейчас - если операция действительно будет объявлена - не исключаю возмущенного выступления Владимира Путина и даже поездки в Багдад президента Торгово-промышленной палаты Евгения Примакова со специальной миссией. Но потом Примаков уедет, Путин сообщит о предоставлении ему неопровержимых доказательств, а американцы начнут бомбить...

Это я к тому, что Россию задабривать незачем. И никаких коварных планов, касающихся "обмена" операции против Ирака на удовлетворение российских амбиций, никто не строит. Суть происходящего - в продолжении процессов, начавшихся сразу же после 11 сентября. США не опасаются выхода России из антитеррористической коалиции, они заинтересованы в формализации этого участия, в создании всеобъемлющей системы безопасности. С объективной точки зрения это устраивает и Москву, поэтому можно предположить, что западные предложения будут приняты. У Кремля просто нет возможности их отвергнуть - тут уже начинает действовать политическая инерция, поговорка "назвался груздем - полезай в кузов". Не только американцы заинтересованы в том, чтобы "затянуть" Россию на Запад, но и россияне - в том, чтобы оказаться на Западе. И по возможности - не в статусе бедных родственников.

Это отнюдь не означает, что больше не будет внешнеполитических разногласий. Они, разумеется, не исчезнут - как никуда не исчезли разногласия между американцами и европейцами или между странами - членами Евросоюза и НАТО. Просто это будут совсем другие разногласия - разногласия партнеров, а не противников, разногласия без привычного уже камня за пазухой.