СТРАТЕГИЯ: Война на два фронта


ТОКИО - Экономический кризис в Японии кажется бесконечным. Вторая по величине мировая экономика пребывает в четвертой и самой тяжелой за последнее десятилетие рецессии. В III квартале 2001 г. ВВП в годовом исчислении сократился на 2,1%, безработица находится на рекордно высоком уровне, государственный долг растет, дефляция господствует в стране уже более двух лет, обремененные безнадежными долгами банки становятся главной угрозой мировой финансовой системе, а агентство MoodyХs предупреждает, что может снизить рейтинг Японии до уровня Ботсваны и Багамских островов. Два фронта.

Чтобы вырваться из дефляционной спирали, Японии необходимо действовать на двух фронтах - правительственном и деловом. Правительство должно финансировать и реформировать банки, а Банк Японии - накачивать экономику деньгами, чтобы стимулировать спрос на товары и услуги. Многие крупные, неэффективные компании необходимо реорганизовать, превратив в более мелкие, рентабельные, даже если для этого придется прибегнуть к массовым увольнениям, чего в Японии всегда старались избегать. На деловом фронте уже видны определенные подвижки. Был принят ряд законов, стимулирующих реструктуризацию компаний и облегчающих процесс сокращения персонала. Правительство, однако, не предпринимает активных действий по реформированию банковской системы и восстановлению доверия всех участников экономической деятельности. Корпоративная реформа.

При всех сложностях, затрудняющих корпоративные реформы, бизнесмены начинают выбираться из экономического болота. Йосихико Мийаути, гендиректор финансового гиганта Orix, последние полгода занят скупкой нерентабельных компаний, из которых, по его словам, он намерен выжать все, что возможно. С сентября 2001 г. Мийаути купил компанию по техобслуживанию офисных помещений, финансовое подразделение автокомпании Isuzu Motors и портфель ипотечных кредитов у страховой компании Asahi Mutual Life Insurance. Еще совсем недавно было невозможно себе представить, чтобы японская автомобильная или финансовая компания избавлялась от непрофильных активов, а не наращивала их, пытаясь завоевать новые ниши на рынке. Другой яркий пример корпоративной реформы - производитель электроники Aiwa, 61% акций которой принадлежит Sony. Последние годы компания была постоянно убыточной. В январе 2001 г. пост президента занял Масайоси Моримото - опытный директор, который успешно реорганизовал операции Sony в Бразилии. В штаб-квартире Aiwa Моримото сократил 22% персонала, уволив менеджеров, не желавших перемен. Посетив японские заводы Aiwa, он решил все их закрыть, а заказы на производство передать китайским компаниям, что позволило существенно снизить себестоимость продукции. Он сократил персонал Aiwa более чем на 50% - до 4800 человек. В апреле он собрал 500 рабочих на главном заводе компании в Японии и сказал: "Предлагаю вам получить специальную пенсионную премию, пока у нас еще есть возможность ее выплатить". Закрытие завода, вне зависимости от его убыточности, ранее было в Японии почти невозможным делом. Теперь Aiwa, как и некоторые другие компании, в случае необходимости проводит сокращения так же решительно, как и американские компании. Удивительнее всего, что Моримото удалось найти понимание у уволенных сотрудников. "Я никогда не думала, что так все закончится. Но если бы компания обанкротилась, мы не получили бы ни иены, а так у нас есть хоть эта пенсионная премия", - говорит Макико Сирасава, проработавшая на заводе 30 лет. Некоторые компании выбирают другой подход. Компания по торговле спорттоварами Victoria увязла в долгах из-за неудач с инвестициями в горнолыжный курорт и гольф-клуб. Кендзи Мийакава, возглавлявший отдел слияний и поглощений Deutsche Securities (подразделение Deutsche Bank), реструктурировал компанию. Менеджмент Victoria выкупил рентабельный розничный бизнес, финансировав покупку путем выпуска высокодоходных облигаций. Нерентабельные подразделения были признаны банкротами, а недвижимость продана за $75 млн. Кредиторы Victoria потеряли $542 млн, но это все же лучше, чем стать свидетелями окончательного и бесповоротного краха компании. Американские бизнесмены не сочли бы подобную схему необычной. Однако основные ее элементы - банкротство части компании, выкуп компании менеджментом, бросовые облигации, участие западного банка - лишь недавно появились в Японии.

Поскольку набирающая темпы корпоративная реструктуризация вступает в противоречие с принципом пожизненной занятости, японский рынок труда начинает приспосабливаться к новым условиям. Число временно занятых работников, например, выросло до 23% с 17% в 1995 г.

Банковская реформа.

В краткосрочном плане ликвидации компаний, закрытие заводов, массовые увольнения (как бы ни были они необходимы) могут посеять панику, если все компании начнут одновременно применять эти меры. Кроме того, без реформы банковского сектора корпоративная реструктуризация может оказаться бессмысленной, поскольку она лишь приведет к росту предложения товаров и услуг, не стимулировав спрос на них. Питер Таскер, аналитик по Японии, работающий на Dresdner Kleinwort Wasserstein, видит единственный выход: центробанк должен наводнить экономику деньгами, чтобы оживить кредитно-заемные операции и ободрить покупателей. Рост безработицы, достигшей уже 5,6%, сокращает спрос и ускоряет падение цен. Оптовые цены стабильно снижаются уже 10 лет. Чем больше страну затягивает в дефляционную спираль, тем дороже компаниям обходится оплата долгов и тем больше объем просроченных кредитов в банковских балансах. С апреля по сентябрь 2001 г. объем безнадежных долгов вырос, по официальным данным, почти на 10%. По официальным оценкам, совокупный их объем составляет 43 трлн иен ($321 млрд), а по оценкам частных экспертов - 237 трлн иен ($1,77 трлн). Рост просроченных долгов - один из факторов, приведших к падению индекса Nikkei до самого низкого уровня с середины 1980-х гг. А из-за падения котировок убытки банков по портфелям акций составили не менее $36 млрд.

Многие экономисты считают, что правительство должно помочь банкам избавиться от безнадежных долгов и ускорить процесс продажи активов некредитоспособных заемщиков. Так боролись США с кредитным кризисом в 1980-е гг. В 1999 г. правительство Японии выделило банкам $56 млрд, однако никакие другие меры не были приняты. В результате ситуация лишь ухудшилась. (WSJ, 21. 02. 2002)