Рынок на троих


Если взглянуть на те области американской экономики, которые обычно связывают с "новой экономикой", - ИТ, медиа-индустрия и телекоммуникации, то выясняется, что именно они больше других поражены старорежимной олигополией. Между тем антимонопольные органы США смотрят на это сквозь пальцы. Аналитики полагают, что консолидация выгодна "новой экономике", поскольку постоянные расходы здесь особенно велики, а затраты на обслуживание каждого нового клиента незначительны. Между тем в автомобилестроении, нефтяной промышленности и некоторых других сферах слияния, как выясняется, работают хуже (см. об этом статью на стр. Б1). Вот несколько примеров. Два десятилетия назад на рынке кабельного телевидения действовали тысячи небольших компаний, находившихся в собственности отдельных семей. В настоящее время близка к завершению сделка между Comcast и AT&T, в результате которой две трети рынка окажутся под контролем всего трех корпораций.

В 1990 г. около 35% рынка университетских учебников приходилось на три издательских дома Thomson, Pearson и McGraw-Hill. Сегодня эти магнаты контролируют уже 62% данного сектора.

В 1993 г. тогдашний министр обороны США Уильям Перри заявил, что половина компаний, выполнявших крупные заказы для военного ведомства, прекратит существование в течение пяти лет. Прогноз сбылся. Сейчас в оборонной промышленности доминируют пять корпораций, и одна из них, Northrop Grumman, на прошлой неделе сделала сенсационное предложение о покупке за $5,9 млрд компании TRW, производящей автозапчасти, а также военное и аэрокосмическое оборудование.

В 1996 г., когда сенат США принял решение о либерализации коммуникационного рынка, в секторе функционировали восемь компаний, выделившихся из корпорации Bell. Сейчас сохранились лишь четыре из них, закрылись и десятки их конкурентов. Аналогичная консолидация наблюдается и на рынке интернет-порталов.

Экономические предпосылки для слияния компаний и формирования олигополии усиливаются, в то же время факторы, сдерживавшие эту тенденцию в 1990-х, сейчас теряют силу. Похоже, антимонопольная полиция, регулирующие органы и суды относятся к олигополии все более терпимо. Буквально на прошлой неделе федеральный апелляционный суд США дал зеленый свет очередной серии слияний медиа-компаний, отменив правила, не дававшие кабельным операторам покупать телевещательные сети.

Инвесторы не очень охотно финансируют начинающие компании, которые могли бы составить конкуренцию монополиям. Если в 2000 г. первичное размещение акций и финансирование с помощью венчурного капитала принесло предприятиям всех видов $164 млрд, то в 2001 г. таким способом было привлечено всего $73 млрд.

Крупные слияния отчасти сдерживаются вялостью фондового рынка и рецессией, но они могут снова активизироваться с оживлением экономики. Советники президента Буша по экономике отмечают, что даже в условиях замедления экономического роста объемы сделок слияния в 2001 г. существенно превышали средний уровень последних 30 лет.

Олигопольный рынок - это не всегда плохо. Иногда он позволяет повышать эффективность бизнеса, предоставлять потребителям более качественные и дешевые продукты, устанавливать единые для всей отрасли стандарты, упрощающие жизнь потребителям. Но зачастую олигополия дает картелям возможность получать огромные прибыли в ущерб потребителям и экономическому прогрессу. Уменьшение числа игроков на рынке устраняет конкуренцию и позволяет неоправданно завышать цены. В результате либерализации и последующей консолидации коммуникационного рынка тарифы выросли на 36% - это втрое превышает общий уровень инфляции. Еще один классический пример олигополии - ОПЕК. Члены этой организации используют свой контроль за добычей нефти для навязывания покупателям цен, намного превышающих уровень, который был бы установлен в условиях действия чисто рыночных механизмов.

"Определенная мера консолидации рынка выгодна потребителю, - считает экономист Карл Шапиро, преподающий в университете Беркли. - Четыре конкурирующие компании вместо двадцати - это хорошо. А вот две вместо четырех - это уже подозрительно". (WSJ, 22. 02. 2002).

ВЛАСТЬ НЕМНОГИХ.

Издание учебников для вузов.

Три компании контролируют 61,5% рынка: Pearson (26,7%), Thomson (21,8%), McGraw-Hill (13%).

Ближайший конкурент компаний этой тройки - Houghton Mifflin (5,2%).

Интернет-сайты по найму на работу.

Три компании контролируют 66% рынка.

Yahoo! в этом году приобрела HotJobs.com, а CareerBuilder в прошлом году купила HeadHunter.Net. Дальнейшая консолидация в рамках "большой тройки" не предвидится.

Местные кабельные телесети.

Компании Viacom и Fox охватывают по 41% местных абонентов. NBC заключает сделку, которая обеспечит этой компании 30% -ный охват.

Фармацевтика.

На три компании приходится 26,2% продаж в США: Pfizer (10,2%), GlaxoSmithKline (8,8%), Merck (7,2%). Возможна дальнейшая консолидация.