Нужно ли обнародовать информацию о состоянии внешнего долга?


Даже осторожное признание Минфина, что он досрочно скупает долги, сильно подстегнуло рост котировок российских евробондов и ОВВЗ. Теперь дальнейшая скупка обойдется государству куда дороже.

Без всяких сомнений, это нужно делать ежемесячно. Я не вижу прямой зависимости между информацией о величине долга и котировками облигаций. Прежде выкуп осуществлялся негласно по ряду причин. Во-первых, чтобы тратить как можно меньше денег. Во-вторых, нелогично было бы объявлять о нем в разгар переговоров с Парижским клубом. В-третьих, не было надлежащего законодательства. То есть закон не запрещал, но и не разрешал. Наконец, непонятно было, что делать с выкупленными бумагами. По Гражданскому кодексу, если бумага находится у лица, которое дебитор и кредитор в одном лице, она признается ничтожной. Аннулировать выпущенные еврооблигации - процедура крайне сложная. Но сейчас вносятся соответствующие поправки в Бюджетный кодекс, и, возможно, будет принят отдельный закон по госдолгу. Мы рассматривали в середине 2001 г. и идею публичного выкупа долгов. Но пришли к выводу, что это не лучшая задумка как с точки зрения эффективности, так и по ряду технических моментов. Так что правительство имеет право управлять долгом всеми законными способами. А потом обязательно должно информировать общественность о результатах своей деятельности.

Денис Михайлов

Думаю, Минфин уже перестал скупать долги, поэтому и раскрыл карты. Подробную информацию, какой у нас объем долга и какова его структура, нужно давать раз в год. Чаще не имеет смысла. Все-таки официальный документ придется тщательно готовить, отвлекая ресурсы. А сами по себе ежемесячные изменения не так уж интересны. Что очень хотелось бы видеть, так это оригинальный график платежей. А вот операции по управлению долгом афишировать явно не следует.

Олег Вьюгин

Все это игра, причем принятая в мировой практике. Если она хорошо продумана, стоит варьировать, когда сообщать, а когда и не сообщать о внешнем долге. Кстати, о его уменьшении на $2,5 млрд, в котором признается Минфин, было известно еще в прошлом году. Это досрочное погашение займа МВФ Центробанком. Так что с учетом досрочной скупки облигаций реальные обязательства по выплатам в 2003 г. могут оказаться еще меньше объявленных $17 млрд.

Борис Хейфец

Конечно, нам, операторам финансового рынка, было бы удобнее знать график погашения российских долгов и суммы предстоящих выплат. Но в "деликатной" ситуации с выплатами 2003 г. этого делать все-таки не стоит. Слишком велик будет соблазн использовать полученную информацию для спекулятивных операций. А они при определенном стечении обстоятельств могут дестабилизировать ситуацию с внешним долгом и помешать его спокойному обслуживанию в этот сложный период.

Андрей Веденков

Это просто необходимо. Все игры с откупом через аффилированные структуры вскрываются и оборачиваются скандалом для заемщика. Получается секрет Полишинеля. Если доходность по облигациям внешнего займа ни с того ни с сего резко идет вверх, всем понятно, что чего-то там происходит. Гораздо выгоднее, оказывается, иметь дело с эффективным рынком, чем со спекулятивным. Да и риски по бумагам определяются на основании только одного - информации. На сайте американского казначейства можно посмотреть объем долга с точностью до пенни и достаточно подробную его структуру. Наш Минфин тоже начал публиковать такую информацию, но разбивка, скажем мягко, очень общая. А оценки объема госдолга даже официальными лицами расходятся порой на несколько миллиардов долларов.

Евгений Ковалишин

Утаить такую информацию невозможно по определению. А благодаря инсайдерам рынок будет качать. В условиях информационной открытости досрочный выкуп все равно будет выгоден государству. Широкая же общественность может узнавать об операциях в момент оригинального срока платежа по бумагам.

Андрей Черепанов

У открытости есть определенные ограничения. Тут можно провести аналогии с каким-нибудь ОАО, от которого даже акционерам нельзя требовать любых сведений. Обнародовать задним числом сумму долга нужно. Может быть, стоит сказать о самых крупных должниках и кредиторах. Этого достаточно, чтобы понять реальное положение дел в стране, но не дать лишней информации спекулянтам.

Виктор Плескачевский

Предположим, сегодняшняя ситуация и дальше не изменится. Тогда любое заявление Минфина о скупке долгов будет использоваться для манипуляций рынком. Другое дело, что сразу открыть всю информацию невозможно. Тренд должен постепенно идти к прозрачности, что и происходит. Может быть, недостаточно быстро.

Кирилл Тремасов

Кирилл Тремасов