Кровавая сделка
Германский фармацевтический концерн Bayer и французский производитель лекарственных препаратов Aventis заключили предварительное соглашение о слиянии бизнесов по производству препаратов плазмы крови. В результате может возникнуть крупнейшее в мире предприятие, производящее лекарства от гемофилии и других заболеваний крови. В случае создания СП его совокупный объем продаж составит 2,3 млрд евро ($2,02 млрд) - почти треть мирового рынка лекарственных препаратов на основе плазмы крови (6,3 млрд евро, или $5,48 млрд).
В подписанном компаниями протоколе о намерениях говорится, что контролировать СП будет германский концерн, который имеет возможность впоследствии выкупить долю Aventis. Компании не раскрывают финансовые детали сделки; сказано лишь о том, что на Bayer в новом предприятии приходится "значительная" доля.
Прошлой осенью Bayer заключил с Aventis договор о покупке ее агрохимического подразделения Aventis Crop Science за 5,35 млрд евро ($4,65 млрд), в том числе около 2 млрд евро в виде долговых обязательств. Нынешнее соглашение для Aventis - следующий шаг в том же направлении: компания избавляется от непрофильных подразделений, чтобы сосредоточиться на основных для нее направлениях фармацевтического бизнеса. Джеймс Калверуэлл, аналитик из Merrill Lynch, считает договор с Bayer "еще одним хорошим знаком" для Aventis.
Сделка с Aventis - первое крупное партнерское соглашение для Bayer со времен ее прошлогодней реорганизации. Прошлым летом компания отказалась от идеи продавать или отделять свой фармацевтический бизнес. Вместо этого руководство организовало холдинг, включающий четыре независимых подразделения, в том числе одно фармацевтическое. Благодаря новой структуре компания надеется добиться большей гибкости в организации производства лекарств путем создания не слишком масштабных альянсов. Создание совместного предприятия с Aventis в этом контексте выглядит естественным началом. Aventis уже сейчас занимается распространением самого популярного препарата Bayer для лечения заболеваний крови, созданного методами биотехнологии. Это лекарство под названием Kogenate, предназначенное для повышения свертываемости крови при гемофилии, Aventis продает под маркой Helixate. Хотя штаб-квартиры обеих компаний находятся в Европе, их бизнес по производству препаратов крови базируется в Соединенных Штатах. В случае объединения этот бизнес превзошел бы по продажам Baxter International, на долю которой приходится сейчас около 25% мирового рынка препаратов на базе плазмы крови.
Важнейшим фактором успеха будущего СП является возобновление производства Kogenate: выпуск препарата был приостановлен после того, как в конце 2000 г. американская Администрация по контролю за продуктами питания и лекарствами обнаружила технологические проблемы при его производстве. Это стоило Bayer более 300 млн евро ($261 млн) операционной прибыли в прошлом году. Теперь компания заявляет, что почти покончила с трудностями и в этом году продажи Kogenate достигнут 80% от уровня 2000 г. (около 400 млн евро, или $348 млн). (WSJ, 21. 02. 2002)