Wal-Mart стала крупнейшей компанией в мире
НЬЮ-ЙОРК - По результатам 2001 г. сеть розничной торговли Wal-Mart обошла нефтяного гиганта Exxon-Mobil и стала крупнейшей компанией в мире по объему продаж. Тот факт, что Wal-Mart превзошла нефтяного монстра в год рецессии, знаменует торжество органичного роста над стратегией поглощений. Exxon-Mobil является продуктом нескольких слияний, Wal-Mart же в подобных мегасделках не участвовала. Сэм Уолтон открыл свой первый магазин в 1962 г. в небольшом городке Роджерс в Арканзасе. Уже в 1967 г. магазинов было 24, а объем продаж достиг $12 млн. Впервые в истории американского бизнеса компании удалось довести объем продаж до $1 млрд меньше чем за 20 лет. "Всегда низкие цены" - основная миссия и главный секрет фирмы. Концепция Уолтона состояла в том, чтобы обеспечить жителей пригородов недорогими качественными товарами. Основатель розничного гиганта не раз признавался, что грандиозный успех этой простой идеи стал для него неожиданным.
Успех Wal-Mart говорит еще и о том, что компания, у которой 4150 магазинов, может эффективно управляться. "Несмотря на их размеры, они умеют очень качественно управлять каждым магазином", - говорит Ричард Черч, аналитик розничного сектора в банке Salomon Smith Barney. Wal-Mart помогло, конечно, и то, что за последние несколько месяцев потребительские расходы американцев выросли, несмотря на рост безработицы и нестабильность на мировом рынке. Однако другая крупная сеть магазинов-дискаунтеров не сумела воспользоваться этой ситуацией - Kmart сейчас проходит процедуру банкротства и закроет около 500 магазинов, а это позволит Wal-Mart расти и дальше. Многие аналитики уверены, что теперь Wal-Mart купит некоторые магазины обанкротившегося соперника.
Президент и генеральный директор Wal-Mart Ли Скотт порадовал инвесторов сообщением, что компании удалось значительно увеличить продажи, прибыль и долю рынка, несмотря на трудный для розничной торговли, да и для всей американской экономики год. "В условиях замедления экономического роста у многих компаний продажи падают или остаются на прежнем уровне, а мы увеличили свою долю на сложном потребительском рынке и наши доходы", - подытожил Скотт.
Несмотря на агрессивное снижение цен в магазинах, годовая прибыль Wal-Mart повысилась на 6% - с $6,295 млрд до $6,671 млрд в 2001 г. Это означает, что прибыль в расчете на одну акцию возросла с $1,4 до $1,49 по сравнению с 2000 г. Совокупный объем продаж за год вырос на 13,8% и составил $217,8 млрд. Между тем объем продаж Exxon-Mobil составил в минувшем году $213 млрд. У Wal-Mart есть все предпосылки для дальнейшего роста. Томас Шеве, финансовый директор Wal-Mart, объясняет, что в IV квартале рост прибыли в розничном секторе в целом замедлился, поскольку потребители избегают делать покупки, не кажущиеся им необходимыми, и предпочитают покупать товары по сниженным ценам. А Wal-Mart это как раз выгодно. По мнению Шеве, пока рано судить о том, закончился ли критический для экономики период и вернутся ли потребители к обычной структуре расходов. Империя Wal-Mart продолжает разрастаться. Расширяется ее подразделение Supercenter, торгующее продуктами и товарами повседневного спроса: за прошлый год открылось 178 новых магазинов Supercenter. На этот год запланирована дальнейшая экспансия. Международные операции Wal-Mart также растут: операционная прибыль ее британской сети супермаркетов Asda увеличилась на 19,2% - с $490 млн до $584 млн.
Рыночная капитализация Wal-Mart выросла за последний год до $266 млрд (для сравнения: у Exxon-Mobil она составляет $267 млрд). Семейство Уолтон (пятеро потомков основателя компании) владеет 38% акций Wal-Mart. Доля семьи оценивается приблизительно в $100 млрд. (FT, 19. 02. 2002)