Европейский гигант нацелился на Россию


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, МОСКВА - Крупнейшая в Европе розничная сеть Carrefour готовится к наступлению на Россию. Весной в Москве откроется офис Carrefour; как стало известно "Ведомостям", одновременно ведется активный поиск участков под строительство гипермаркетов.

Carrefour (в переводе с французского - "перекресток") была создана в 1959 г. В 1960 г. компания открыла первый супермаркет во французском городе Аннеси. Магазин располагался у перекрестка пяти дорог. В 1963 г. компания открыла свой первый гипермаркет, а в 1969 г. вышла за границы Франции, открыв магазин в Бельгии. Сейчас Carrefour - самая крупная розничная компания в Европе и вторая, после американской Wal-Mart, в мире. Carrefour работает в трех форматах (гипермаркеты, супермаркеты и дискаунтеры). В 2001 г. сеть Carrefour насчитывала 9000 магазинов в 30 странах. Объем продаж сети в 2001 г. достиг 78 млрд евро, что на 7% больше показателя 2000 г.

Компания Carrefour уже давно присматривалась к российскому рынку и собиралась открыть два магазина в Москве. Были даже выбраны строительные площадки - у Курского вокзала и на Кутузовском проспекте. Этим планам компании помешал кризис 1998 г. Однако сейчас Carrefour снова собралась в Россию. Как сообщил "Ведомостям" один из менеджеров Carrefour, отвечающий за связи с общественностью, этой весной планируется открытие московского офиса компании.

В задачи нового офиса будет входить поиск земельных участков, пригодных для постройки гипермаркетов, - такое мнение высказал информированный сотрудник одной из московских девелоперских компаний. Он утверждает, что магазины под маркой Carrefour скорее всего появятся в столице к концу 2003 г.

Один из возможных вариантов размещения гипермаркетов Carrefour - прилегающие к МКАД участки, входящие в подмосковный проект "Губернское кольцо". Источник, близкий к администрации Московской области, сообщил "Ведомостям", что представители французской компании уже осматривали площадки. Хотя официальных переговоров французы пока не начали, они проявляют серьезную заинтересованность в этом проекте, говорит источник. Пока что на четырех участках "Кольца" собирается строить магазины конкурент Carrefour - французская же компания Auchan.

Возможно, одновременно с московскими гипермаркетами Carrefour откроет и магазин в Петербурге. В декабре инвестиционно-тендерная комиссия Петербурга дала российскому подразделению французской строительной компании Vinci - "Винчи Констракшн Грандс Прожетс" - разрешение на разработку земельного участка размером около 2 га в Московском районе города. Предполагается, что здесь будет построен торгово-развлекательный центр площадью от 50 000 до 80 000 кв. м. Представитель Vinci отказался сообщить детали проекта. В то же время высокопоставленный чиновник в администрации Петербурга сообщил "Ведомостям", что якорным арендатором будущего торгово-развлекательного центра может стать Carrefour.

Carrefour и Vinci уже работали вместе. В прошлом году они начали совместный проект по строительству торгово-развлекательного центра площадью 55 000 кв. м в словацком городе Косица.

Если Carrefour сократит сроки согласования и строительства до минимума, петербургский объект будет готов в декабре 2003 г., считает Алексей Шаскольский, консультант по торговым центрам компании Colliers International (Санкт-Петербург).

Участники рынка розничной торговли отмечают, что планы Carrefour являются косвенным свидетельством экономической стабильности и благополучия России. "Carrefour знаменит тем, что действует в абсолютной тайне и об их появлении становится известно только тогда, когда магазин начинает работать. При этом Carrefour славится большой эффективностью. Они заставят всех остальных участников рынка повышать качество услуг ", - говорит Михаил Пановко, пресс-секретарь "Перекрестка".

"Появление западных сетевых операторов должно заставить российские компании "быстрее шевелить локтями и действовать жестче, больше инвестируя в торговые сети", считает Олег Жеребцов, генеральный директор оптового центра "Лента", который строит в Петербурге сеть магазинов cash & carry. "В противном случае у нас будет, как в Польше, где почти не видно местных торговцев", - добавляет он.