Помешают ли киты добывать нефть на Сахалине?
Сахалинские нефтяные проекты общей стоимостью $22,2 млрд оказались под новой угрозой: экологи, озабоченные судьбой охотско-корейской популяции серых китов, подали иск о запрете проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2", работающих по соглашениям о разделе продукции (СРП). На шельфе, где планируется широкомасштабная добыча нефти, располагается кормовая база этих редких китов.
Эту тему крайне сложно прокомментировать одним абзацем. С одной стороны, есть отчет Счетной палаты по СРП, который гласит, что проекты эти России невыгодны. С другой стороны, разрыв их в одностороннем порядке грозит санкциями. Интересно и то, что по российским законам буровые отходы нельзя сливать в море. Однако в качестве исключения, эксперимента это делается или будет делаться практически на всех скважинах "Сахалина-1" и "Сахалина-2". Почему чиновникам интереснее разрешать, чем не разрешать, пожалуй, можно догадаться. Теперь о китах. Это действительно редкая популяция, всего осталось около сотни таких китов. Мы не принимаем участия в иске. Однако Greenpeace входит в недавно возникшую коалицию международных организаций, которая требует создания китового заказника. В этом месте серьезно должна быть ограничена хозяйственная деятельность. Что, естественно, не в интересах нефтяников и, в случае с СРП, государства. Я не думаю, что в нашей стране суд пойдет навстречу экологам по таким вопросам. Особенно в последнее время, когда большое внимание уделяется экономической теме.
Оганес Таргулян
Вся промышленная деятельность, будь то строительство заводов или добыча нефти, не должна мешать экологии. Какие бы важные интересы ни были у нас сегодня, в конечном итоге мы отвечаем за сохранность земли, на которой живем. Поэтому первый вопрос, встающий при запуске очередного проекта, - повредит ли он природе? Любой проект нуждается в экологической экспертизе, объективной и справедливой, - с той точки зрения, что остановить хозяйственную деятельность невозможно. Поэтому должен достигаться компромисс. Все, что может нанести реальный вред природе, действительно необходимо остановить. В то же время слепо идти на поводу экологических организаций, которых десятки тысяч, тоже нельзя.
Андрей Шторх
Не в первый раз к сахалинским проектам возникают претензии по поводу охраны окружающей среды. Как правило, за экологическими требованиями скрываются завуалированные попытки государства получить некоторые уступки от инвесторов. При этом всякий раз конфликты так или иначе разрешаются. Первый вариант: инвесторы делают необходимые уступки и дело затухает. Второй вариант: уступок не делается и дело перерастает в затяжную войну. Однако Exxon Mobil доказала, что если уж она и не способна отстаивать свои интересы с помощью лобби, то уж затормозить развитие проекта и не торопиться с инвестициями может запросто. В таком случае возможен некоторый компромисс. Например, претензии по сбросу в открытое море бурового раствора закончились разрешением закачивать их обратно в платы. В любом случае слишком настойчивым попыткам остановить СРП повредит вмешательство на высшем политическом уровне. Ведь проект находится под патронажем высших лиц как в России, так и в США.
Сергей Лукьянов
Думаю, что нет. Подобное разбирательство может повлиять на имидж зарубежных компаний - участников проектов, но не прекратит работы. Оценка влияния эффекта инвестиций в нефтегазовые проекты СРП на социально-экономическое положение страны, безусловно, окажется не в пользу китов. Прецеденты уже имеют место. Скорее всего, суд обяжет участников проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" заплатить штраф, который сгладит потенциальный ущерб популяции серых китов. Киты - это важно, но сейчас важнее деньги, получаемые от реализации проектов на условиях СРП, что даст ощутимый эффект отечественной экономике.
Николай Уткин
Максимум, что возможно, - будут несколько увеличены затраты организаторов проекта на экологию. Но подобные иски не сорвут выполнение проекта. Если более широко смотреть на вещи, одно из конкурентных преимуществ России на данный момент - возможность эксплуатировать экологический фактор за счет того, что территории у нас огромные, а загрязненность меньше, чем в большинстве промышленно развитых стран. Экологическая рента - неизбежный путь развития на нынешний момент. Придется смириться с тем, что мы какое-то время будем принимать на своей территории производства экологически более грязные, чем это позволено в других странах. Вопрос в том, чтобы не слишком этим увлекаться.
Валерий Миронов
Создавать прецедент весьма опасно. Будущее многих перспективных проектов может оказаться под вопросом. Кроме шельфа это особенно относится к Заполярью с его ранимой природой, к Восточной Сибири. Удовлетворение иска представляется невозможным, учитывая, что в этом случае государство должно будет возместить участникам СРП все уже произведенные затраты. Вероятнее всего, дело кончится тем, что нефтяникам придется как-то подкармливать китов. Надеюсь, удастся что-нибудь придумать и киты не вымрут.