ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Православие, самодержавие и Ватикан


Папа Римский решил создать на территории Российской Федерации католическую митрополию вместо временной апостольской администрации. Московский патриарх высказался решительно против этого решения понтифика. Патриархия решила временно заморозить отношения с Ватиканом и обвинила Папу в миссионерской деятельности на исконно православной территории. Можно недоумевать по поводу реакции патриархии, удивляться решению Папы, но все это подробности конфликта, который не вчера начался и не завтра окончится: в истории отношений между православием и католичеством немало эпизодов взаимного ожесточения. И если бы "горючего материала" для этого ожесточения не было, не произошло бы раскола христианства и этот раскол не выглядел бы непреодолимым.

Ватикану позволено принимать решения о создании епископатов. Московскому патриархату - негодовать по этому поводу. При чем тут, однако, государство, которое согласно российской Конституции должно обеспечивать гражданам свободу совести? Между тем с возмущенным заявлением по поводу действий католической церкви выступил российский МИД. Его представитель утверждает, что Россия имела право на такую реакцию, так как Ватикан - тоже государство. Однако решение о создании митрополии принимает не глава государства, а глава церкви. А в деятельность церкви государственные учреждения цивилизованной страны вмешиваться уже не могут. Но вмешиваются же! Российское внешнеполитическое ведомство предлагает Папе Римскому отменить уже принятое им решение о создании метрополии и утверждает, что отношения между Православной и Католической церквами должны "строиться на равноправной основе и не наносить ущерба интересам РПЦ". Но папы со времен святого Петра не отменяют своих решений, а государство, в котором гражданам обеспечена свобода вероисповедания, не должно становиться на защиту какой-либо одной религиозной организации, даже если это Русская православная церковь.

Я далек от желания подозревать в непрофессионализме работников МИДа. Понятно, что российское внешнеполитическое ведомство было вынуждено принести в жертву свою профессиональную репутацию, так как подверглось жесткому давлению со стороны Московского патриархата и лоббистов его интересов во властных структурах. Складывается воистину парадоксальная ситуация. Десять лет назад власть раскаявшихся атеистов помогала усилению общественного влияния прежде гонимой церкви, чтобы использовать ее в своих интересах и придать обществу безбожников лоск православной обрядовости. А теперь церковь использует эту чиновничью слабость к православной обрядовости для того, чтобы удерживать общество в средневековье и выставить власть на посмешище. Потому что действия современной европейской страны, позволяющей себе в начале ХХI в. диктовать одной из церквей, как ей называть приходы и защищать (при законодательном отделении церкви от государства) интересы другой церкви, не могут пугать, раздражать или даже удивлять. Они располагают исключительно к насмешке...