Инвестиции на колесах
Развалившись на сиденье своего Cadillac Fleetwood, Оливье Делафон с удовольствием расхваливает это произведение автомобилестроения. Но речь идет не об инженерных характеристиках машины. Главные достоинства этого автомобиля 1955 г. выпуска, приобретенного в свое время для гаража президента Дуайта Эйзенхауэра, - инвестиционные. "Это лучше, чем покупать акции или вкладывать в паевой фонд", - говорит Делафон.
В отличие от цен на акции цены на антикварные коллекционные автомобили сохраняют стабильную динамику роста. Некоторые из "автоинвесторов", так же как Делафон, совмещают вложение денег и коллекционирование. Другие же просто относятся к старым машинам как к объекту инвестиций.
Цены на автомобильную классику уверенно держатся на хорошем уровне. К примеру, Aston Martin DB5 1973 г. в. в период с мая 1997 г. до мая 2001 г. значительно подорожал. По данным BNP Paribas, такая машина стоит сейчас 500 000 французских франков ($66 500) против 300 000 ($39 900) четыре года назад. За тот же период новый Mercedes 320 SL, приобретенный в салоне за 615 000 франков ($82 000), подешевел бы до 245 000 ($32 500).
Опыт показывает, что в верхнем ценовом сегменте рынка коллекционных авто цены растут быстрее. Машины дороже $700 000 за последние пять лет подорожали вдвое, рассказывает Саймон Кидстон, президент аукционного дома Bonhams. "Знатоки сужают свои коллекции и фокусируются на нескольких наиболее ценных и интересных экземплярах", - говорит он. Так что для создания хорошего "портфеля" нужны не просто антикварные машины, а машины с родословной, с чем-то, что выделяет их из общего ряда.
Оливье Делафон как раз действует в последнее время именно так. Собирать машины он начал в 1980-е гг., после того как разбогател на фондовых рынках Нью-Йорка. Уже в 1985 г. у него было 130 спортивных автомобилей, которые он хранил в отреставрированной конюшне своего шато в городке Совиньи-ле-Буа в Бургундии. "Я скупал Ferrari просто не глядя, - вспоминает Делафон. - И только позже понял, каким был идиотом".
И тогда коллекционер решил сконцентрироваться на том, что нравилось ему больше всего, - на президентских лимузинах. Свое собрание спортивных машин Делафон, по его словам, сумел распродать довольно быстро: продавал по 10 штук в год. А на вырученные средства покупал машины, принадлежавшие Римскому Папе Павлу VI, советскому генсеку Леониду Брежневу, американским президентам. Жемчужинами своей коллекции Делафон называет Lincoln Continental, которым, как считается, часто пользовался президент Джон Кеннеди, и Citroen 1974 DS 23, принадлежавший бывшему президенту Франции Валери Жискар ДХЭстену. Всего в конюшне Делафона 30 автомобилей.
Некоторые экспонаты коллекции выросли в цене очень значительно. Simca Presidence, на котором ездил Шарль де Голль, был куплен около 15 лет назад за $10 000. Сегодня цена этой машины - около $150 000. "Это, конечно, здорово, но я не продаю", - говорит Делафон. Коллекционер не боится выезжать на этих машинах за пределы своей конюшни: "Мне нравится покупать газету, сидя в автомобиле с государственными флагами".
Вообще, машины, принадлежавшие знаменитостям - рок-звездам, актерам, главам государств, - всегда очень хорошее вложение денег. В этом случае авто наверняка будет стабильно расти в цене. "Машины, принадлежавшие знаменитостям, всегда легче продать", - говорит Кристофер Рутледж, управляющий аукционного дома Coys. Рутледж приводит в пример недавно проданный на его аукционе Rolls Royce Phantom II 1931 г. в., принадлежавший Чарли Чаплину. Лот был продан за 230 000 фунтов ($328 000). Если бы не звездное имя в истории этого автомобиля, цена была бы на 20% ниже, говорит Рутледж.
Покупая автомобиль ради вложения денег, следует хорошенько разобраться с сегодняшней модой. Особенно перспективными на сегодня специалисты считают так называемые суперкары 1970-х гг. Они очень популярны среди нового поколения обеспеченных людей, для которых Aston Martin, Ferrari и Lamborghini - мечта детства. Сейчас эти машины дешевле, чем в момент пика конца 1980-х, и, по мнению экспертов, у них есть все перспективы для роста. К примеру, Ferrari Boxer производства 70-х гг. стоит сейчас около 35 000 фунтов (почти $50 000), в то время как в конце 80-х такая машина могла продаваться за 250 000 фунтов ($357 000).
Еще один способ хорошо вложить деньги в автомобиль - покупать машины, которые могут участвовать в исторических ралли, например в итальянском Mille Miglia, французском Tour Auto или Historique Grand Prix, которое проходит в Монако. Участие в гонках, особенно успешное, поднимает цену. Кроме того, специалисты любят, чтобы машины регулярно вывозили на "променад". Bugatti Type 51, например, может участвовать в гонках, а может и просто использоваться как прогулочная машина, говорит один из коллекционеров: "Она легкая, быстрая, разгоняется до 192 км/ч". Такая машина может стоить сейчас от $900 000 до $1 млн. "Машина, все время стоящая в гараже, теряет цену", - предостерегает он.