ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Призрак Гааги
После событий 11 сентября бывший президент Югославии Слободан Милошевич навсегда перестал быть главным мировым злодеем, уступив это почетное место неуловимому бен Ладену и его друзьям-талибам. Но все же после начавшегося вчера процесса в Гааге мир может измениться почти так же сильно, как после сентябрьских событий. Полгода назад угроза мирового терроризма, казавшаяся многим лишь фантастической картинкой из голливудских блокбастеров, воплотилась в реальность на наших глазах. Сегодня в реальность воплощается нечто иное - возможность гласного судебного процесса над бывшим главой государства, использовавшим свою должность для преступной деятельности. Этот глава государства не был побежден в войне, его страна не оккупирована, как Германия или Япония образца 1945 г. Нет, этот человек всего лишь проиграл президентские выборы и выдан своей страной международному правосудию.
Очень важно, чтобы стены президентских резиденций не могли защитить не только от прямого попадания американских ракет, военного переворота или народного гнева. Они прежде всего не должны защищать обитателей уютных особняков от международного права. Милошевич - всего лишь первый из тех, кому придется убедиться в том, что президентский пост отнюдь не пожизненная гарантия неподсудности. Но его трудно обвинить в легкомыслии - подобных юридических прецедентов попросту не было, даже Гаагский трибунал поначалу воспринимался многими в бывшей Югославии как "чистилище" для неудачливых полевых командиров.
После суда над Милошевичем его коллеги-диктаторы вряд ли станут лучше. Но они станут осторожнее. Будет труднее отдавать приказы об этнических чистках, уничтожении политических противников, диверсиях, террористических актах... Даже самым отчаянным из них теперь будет сниться Гаага и Карла дель Понте в прокурорской мантии... Это сон с Владимиром Устиновым в главной роли еще можно досмотреть до конца - появление в нем "железной Карлы" непременно заставит вскакивать с постели и пересматривать подписанные за ужином документы.
Смысл суда над Милошевичем даже не в том, что со временем нельзя будет безнаказанно бомбить и разрушать чужие страны - Слобо, вероятно, воспринимал всю Югославию как свою страну. Так вот, уже в ближайшем будущем нельзя будет безнаказанно бомбить, разрушать и обворовывать именно свою страну, делить собственных подданных на чистых и нечистых, не замечать проблем оставшихся без крова беженцев и осиротевших детей. Все это перестанет быть просто страницей из учебника национальной истории, но станет томами очередного уголовного дела во внеочередном международном суде. Механизм такого правосудия создается как раз на наших глазах в Гааге. А механизма защиты от такого правосудия, скорее всего, не будет. И об этом уже сегодня стоит задуматься каждому, кто хотел бы провести заслуженную политическую старость на собственной даче, а не на скамье подсудимых и в тесной камере Гаагского трибунала.