Enron будет молчать


Вчера стало ясно, что ни один из главных участников скандала вокруг компании Enron не станет рассказывать о своей роли в махинациях с отчетностью бывшего крупнейшего энерготрейдера США. Бывший гендиректор и председатель совета директоров Enron Кеннет Лей, на которого следователи возлагали большие надежды, воспользовался правом не свидетельствовать против себя. Лей предстал вчера перед сенатским комитетом по торговле, но на вопросы комиссии не ответил. "Меня очень беспокоит, что я вынужден прибегнуть к своему конституционному праву, - сказал Лей, - кто-то может расценить это так, что у меня есть что скрывать". До Лея Пятой поправкой воспользовалось еще пять человек. Среди них бывший финансовый директор компании Эндрю Фастоу - главный создатель хитроумной системы инвесткомпаний и других структур, с помощью которых он манипулировал финансовыми потоками Enron. Еще один топ-менеджер, много знавший о махинациях в компаниях, предпочел уйти из жизни. Бывший вице-президент корпорации, 43-летний Клиффорд Бакстер, в конце января покончил жизнь самоубийством. Он был одним из немногих руководителей, которые задолго до банкротства начали бить тревогу, но не были услышаны.

В "цепь молчания" в деле Enron входит также не кто иной, как вице-президент США Дик Чейни, который отказался отвечать на запрос следователей, изучающих взаимоотношения администрации США с руководством Enron.

Таким образом, следователям придется опираться в основном на документы. В ходе расследования по делу Enron на свет выплыл документ, впервые доказывающий, что Кеннет Лей непосредственно участвовал в утверждении сделки по меньшей мере с одним из инвестиционных фондов, контролировавшихся руководителями компании. Документ датирован июнем 2000 г. и подписан самим Кеннетом Леем. Это бумага об утверждении сделки между Enron и фондом LJM2 Co-Investment LP, созданным, управлявшимся и частично принадлежавшим Эндрю Фастоу, занимавшему тогда пост финансового директора корпорации. В ходе сделки Enron продал фонду доступ к своей оптоволоконной сети почти за $91 млн.

Согласно недавно опубликованному докладу специальной комиссии совета директоров Enron, ответственность за утверждение [подобных сделок] возлагалась на бывшего президента компании Джеффри Скиллинга, директора по финансовой отчетности Ричарда Кози и директора по рискам Ричарда Бая. Из доклада следовало, что сам Кеннет Лей не имел непосредственного отношения к утверждению конкретных сделок с фондами.

На документе, утверждающем сделку по продаже доступа к оптоволоконной сети, стоит несколько подписей, в том числе подписи Кози и Бая. Однако на последней строке, где напечатаны имена Скиллинга и Джозефа Саттона, занимавшего в то время пост заместителя председателя совета директоров компании, стоит подпись, явно принадлежащая Кеннету Лею. (WSJ, 12. 02. 2002).

Право молчать.

Пятая поправка к Конституции США, часть билля о правах, ратифицирована в 1791 г. Она, в частности, гласит: "Ни одно лицо... не должно принуждаться в каком-либо уголовном деле свидетельствовать против себя... "