ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Игры патриотов


Бислан Гантамиров, которого Москва несколько месяцев назад с таким трудом изъяла из чеченского обращения и передала под опеку генерала Виктора Казанцева, возвращается в чеченское правительство. Глава администрации Чечни Ахмад Кадыров, который еще недавно был одним из наиболее непримиримых противников Гантамирова и которого сам Гантамиров относил к числу не только своих оппонентов, а замаскированных недоброжелателей федеральной власти, заявляет о назначении Гантамирова вице-премьером, министром информации и печати Чечни. Новоявленный "чеченский Лесин" обещает поддержать кандидатуру Кадырова на выборах президента Чечни. Но самое интересное в сложившейся ситуации - реакция Кремля, недоуменная и раздраженная. Несмотря на заявление Кадырова о том, что вопрос о назначении Гантамирова согласован на всех уровнях, администрацию президента России и представительство президента в Южном федеральном округе просто поставили перед фактом.

Итак, обозначилась еще одна чеченская проблема. Невозможность контролировать ситуацию на территории республики, вертолеты, падающие, как осенние яблоки, разложение войск? Ко всему этому наблюдатели уже привыкли, так что новости о зачистках и катастрофах выходят на первые полосы только в исключительных случаях. Но вот еще одно: президенту России не удается проконтролировать ситуацию даже в назначенной им самим администрации Чеченской республики. Кадырову и Гантамирову удалось договориться, и они беззастенчиво делят республику, по которой сами могут перемещаться только благодаря присутствию тут российских войск. И эти люди, не только власть, но и жизнь которых зависит от российского штыка, преспокойно игнорируют процедуру формирования чеченского руководства, прописанную в соответствующем указе президента России. Воистину, недостаточно иметь вменяемых противников, необходимо еще и располагать вменяемыми сторонниками.

А при решении чеченских проблем неразборчивость проявляется не только в выборе средств, но и в подборе кадров. Пока кадры ссорились между собой, еще можно было как-то существовать. Но вот они помирились. Кадыров хочет быть президентом. Гантамиров, наверное, премьер-министром? Любая должность хороша для защиты маленького, но очень прибыльного бизнеса...

А Кремль? Кремлю придется либо проглотить самоуправство собственных ставленников, либо подумать, до каких, собственно, границ распространяется его лояльность своим выдвиженцам поневоле и до каких границ распространяется их лояльность Москве. Кадыров уже объявлял России джихад. Гантамиров уже формировал радикальную исламистскую партию с вооруженной милицией вместо актива. Словом, много странностей было в их политической биографии, пока они не стали честными российскими патриотами, обнимающимися с Владимиром Путиным. Но где гарантия, что друзья России не возвратятся к истокам, когда решат, что в Кремле не собираются считаться с результатами их дележа?