СТРАТЕГИЯ: Международное эхо Enron
Скандал вокруг Enron, выявивший массовые проблемы с финансовой отчетностью, заставил компании во всем мире пересмотреть свои отношения с бухгалтерией. Банкротство хьюстонского энергетического гиганта можно сравнить с аварией самолета из-за отказа двигателя, ставшей причиной массового отзыва продукции или массового возмещения ущерба.
Волны скандала докатились до Великобритании: на прошлой неделе лорд Джон Уэйкхэм, бывший британский министр энергетики и финансовый консультант, участвовавший в аудите Enron, был вынужден временно покинуть пост главы британской Комиссии по рассмотрению жалоб на прессу. Уэйкхэму предстоит отстаивать свою репутацию перед американской комиссией, расследующей дело Enron.
В Британии, как и в США, был поднят вопрос о средствах, которые энергетическая компания выделяла политикам. Представители оппозиционной консервативной партии утверждают, что за период с 1997 по 2000 г. Enron предоставила правящей лейбористской партии 38 000 фунтов стерлингов (около $54 000), что могло повлиять на принятие правительством решения о снятии моратория на строительство газовых электростанций. Ранее консерваторы явно не указывали на предосудительность подобного финансирования - они были вынуждены признать, что и сами получили от Enron 25 000 фунтов (около $36 000).
Возможно, политическая шумиха в связи с падением Enron скоро утихнет, но на ситуации с регулированием в британском секторе бухгалтерских услуг этот скандал будет сказываться еще очень долго. Говард Дейвис, глава недавно созданного Комитета по финансовым услугам (FSA), сообщил, что по его инициативе сейчас ведется расследование, которое должно помочь Британии извлечь все возможные уроки из дела Enron. В интервью, данном на Всемирном экономическом форуме в Нью-Йорке, Дейвис упомянул о планах реформирования правил бухгалтерской отчетности в Великобритании. Дейвис считает, что скандал, подобный делу Enron, в Великобритании менее вероятен, чем в США, но все же возможен. Готовящиеся реформы должны повысить независимость аудиторов. FSA добивается включения в новые правила пунктов, обязывающих компании периодически менять внешних аудиторов или по крайней мере проводить новые тендеры на заключение контрактов с аудиторами - скажем, раз в пять лет. Кроме того, предлагается ввести более жесткие ограничения для компаний, оказывающих неаудиторские услуги типа консалтинга. Международная корпорация Unilever, специализирующаяся на поставке пищевых продуктов и потребительских товаров, уже выразила опасения по поводу возможных негативных последствий совмещения аудиторской и консалтинговой деятельности своих партнеров. Unilever заявила, что исключит аудит из списка услуг, предоставляемых ей по контрактам с консалтинговыми фирмами.
Последствия падения Enron затронули и другие страны. Две недели назад к Мохамеду Алаббару, главе зарегистрированной в ОАЭ компании Emaar Properties, спешно прибыла делегация представителей компании Ernst & Young, предоставлявшей Emaar аудиторские услуги. Аудиторы попросили Алаббара объявить, что у его компании не было партнеров, используемых для сокрытия забалансовых обязательств - долгов, не учтенных в бухгалтерских документах. Алаббар был готов сразу же подписать соответствующее заявление, но гости посоветовали ему сперва хорошенько проанализировать ситуацию. "Все аудиторы сейчас очень обеспокоены, - говорит Алаббар. - Они готовы целыми днями сидеть над вашими документами, анализируя все, вплоть до отчетов о командировочных расходах".
В ЮАР также недавно разразился финансовый скандал, ставший объектом более пристального внимания общественности после падения Enron. Банкротство компании Leisurenet, владевшей крупнейшей в ЮАР сетью фитнес-клубов, во многом напоминало банкротство Enron. У Leisurenet были выявлены нарушения в бухгалтерской отчетности. Компания авансом зачисляла на свой баланс членские взносы клиентов, резервируемые с их кредитных карт, но фактически не выплаченные. Аналогичным образом Enron зачастую учитывала в финансовых прогнозах прибыли от фьючерсных контрактов.
Министр финансов ЮАР Тревор Мэньюэл заявил, что правительство пересматривает законы, регулирующие бухгалтерскую сферу. Так что и в этом случае падение Enron способствовало ускорению реформы.
Если в США скандал осложнил положение консалтинговых компаний, входящих в "большую пятерку", то в Китае бизнес этих компаний, напротив, переживает мощный всплеск. Как пишет газета Securities Times, китайская Комиссия по регулированию рынка ценных бумаг обязала всех участников фондового рынка заключать контракты на аудит с иностранными компаниями.
Руководители компаний из разных стран по большей части считают, что бизнес и дальше будет использовать американские стандарты бухучета, а осмысление ситуации с Enron в конце концов оздоровит финансовую систему. (WSJ, 4. 02. 2002)