Юрьев день для монополий


Необходимо отойти от традиции, согласно которой правительство лишь "акцептует" рост затрат естественных монополий и перекладывает их на плечи потребителя. Мы считаем логичным и закономерным шагом введение в законодательную практику прогнозирования тарифов на услуги естественных монополий.

Точный прогноз базовых макроэкономических параметров нужен и для устойчивости всей финансовой системы государства, и как ориентир для бизнеса, инвесторов и граждан. В российскую практику бюджетного планирования уже вошел прогноз ВВП, темпов инфляции, а в последние два года и прогноз цен на основные экспортные товары. Отсутствие тарифного прогноза ведет к негативным последствиям.

В 2001 г. реальный уровень инфляции превысил запланированный более чем в 1,5 раза - 18,6% вместо 12%. Рост цен полностью съел прибавку к жалованью бюджетников и часть выгоды, которую население и предприятия получили из-за снижения налогового бремени. Вклад естественных монополий в прирост цен составил, по различным оценкам, от 1/4 до 1/3. Без упорядочения процедуры установления тарифов на услуги монополий проблему инфляции не решить.

Среди всех товаров и услуг для населения в 2001 г. сильнее всего подорожали жилищно-коммунальные услуги - на 57%. Существенное увеличение доли оплаты гражданами услуг ЖКХ требует более жесткого контроля за натуральной и стоимостной величиной энергорасходов.

Наконец, в случае возможного ухудшения экономической ситуации нельзя допустить нового витка роста взаимной задолженности бюджетных организаций и предприятий ТЭК. Сегодняшний 80% -ный уровень расчетов потребителей с "Газпромом", РАО "ЕЭС России" и МПС живыми деньгами - важнейшее достижение последних лет. Тогда как разрыв между запланированными и фактическими расходами бюджетов всех уровней за тепло- и электроэнергию угрожает возрождением бартера и зачетов.

Начало практики бюджетного прогнозирования тарифов положено: в ст. 145 закона о федеральном бюджете на 2002 г. указано, что в январе с. г. в Госдуму должен быть представлен прогноз увеличения тарифов на газ, электрическую и тепловую энергию до конца 2002 г. На 2003 г. тарифы на указанные услуги должны быть учтены уже при расчетах бюджета, т. е. утверждены до внесения проекта бюджета в парламент.

Увеличение тарифов сверх бюджетного прогноза по трем видам продукции естественных монополий невозможно теперь без соответствующей корректировки бюджета. Решение правительства об увеличении тарифов вне этой процедуры может быть оспорено в суде. Правительство со своей стороны впервые увязало согласие на рост тарифов монополий с рассмотрением и утверждением их инвестиционных программ. Неплохо бы разобраться также с непрофильными активами естественных монополистов.

Следующим шагом должно стать законодательное утверждение процедуры изменения тарифов на услуги естественных монополий. Комитет Госдумы по энергетике, транспорту и связи 17 января рекомендовал Госдуме принять проект закона по увязке принимаемых тарифов на тепло- и электроэнергию с процессом прохождения бюджета на всех законодательных уровнях. Готовятся аналогичные законопроекты по газу и услугам железнодорожного транспорта.

Принятие всего пакета законов создаст для правительства и монополий ситуацию своего рода Юрьева дня, когда к определенной дате инвестиционные программы "Газпрома", РАО "ЕЭС России" и МПС, а также их тарифные планы на следующий год должны быть согласованы и утверждены правительством. Пока Юрьевым днем для монополий можно считать 26 августа - дату представления проекта бюджета в парламент.

За четыре месяца до наступления следующего года все субъекты рынка будут знать основные, гарантированные бюджетом элементы экономической политики - гарантированные правила игры на следующие 12 месяцев. Положительный опыт создания законодательных рамок для исполнительных решений уже имеется.

Три года назад Бюджетный кодекс ввел норму, в соответствии с которой программа внешних заимствований должна проходить утверждение в Госдуме. Это в определенной степени снизило внешнеэкономическую маневренность правительства, но в то же время оградило его от целой армии так называемых эффективных лоббистов. Что имеем в результате? Третий год подряд идет неуклонное снижение объема внешних заимствований, равно как и снижение самого долга. Заметно ужался круг соискателей на финансирование за государственный счет проектов, далеко не всегда экономически оправданных.

Положительный эффект девальвации 1998 г. закончился. К началу 2002 г. реальный обменный курс рубля достиг примерно 80% предкризисного уровня, увеличившись за три года более чем на четверть. Наряду с реальным ростом зарплат и тарифов монополий это шаг за шагом подрывает конкурентоспособность российской экономики.

Дальнейший экономический рост, по нашему мнению, возможен только при увеличении производительности труда, а значит, при снижении себестоимости производимой продукции. Вся система управления должна быть сориентирована на решение данной задачи. И предлагаемый нами механизм - один из шагов к ее решению.

Авторы депутаты Госдумы РФ