Надо ли повышать тарифы


Аргументы сторонников повышения тарифов состоят в следующем. 1. Тарифы естественных монополий занижены по отношению к общему уровню цен в России и по отношению к тарифам в других странах. 2. Занижение тарифов приводит к недофинансированию отраслей-монополистов, подрывает базу их расширенного воспроизводства и модернизации и может рассматриваться как субсидирование отечественных производителей. 3. Заниженные тарифы не стимулируют энергосбережение. 4. Заниженные тарифы налагают серьезные ресурсные и инфраструктурные ограничения на экономический рост в стране (отрасли не привлекательны для инвесторов) и искажают ценовые ориентиры для принятия инвестиционных решений во всех отраслях экономики.

Рассмотрим обоснованность приведенных аргументов. 1. Рост тарифов монополий отставал от роста цен в среднем по экономике в 1998 - 1999 гг. Однако, если взять за точку отсчета 1992 - 1993 гг. или последние два года, выясняется, что тарифы "естественных монополий" росли опережающими темпами. В целом с декабря 1991 г. по декабрь 2001 г. цены в электроэнергетике выросли в 23 503 раза, в газовой промышленности - в 35 630 раз, на железнодорожном транспорте - в 17 754 раза, на трубопроводном - в 20 267 раз, в то время как цены производителей промышленной продукции увеличились в среднем в 10 301 раз, а потребительские цены - в 8578 раз.

Существует принципиальная разница между изменениями не регулируемых и регулируемых государством цен. Первые отражают подвижки в платежеспособном спросе свободно действующих экономических субъектов. Вторые отражают осознанные или неосознанные предпочтения государства, которые могут не совпадать с существующими в экономике потребностями и потому вести к усилению структурных диспропорций. Поэтому сделать однозначный вывод, соответствует ли относительный рост тарифов потребностям сегодняшней экономики, только на основании динамики относительных цен нельзя. 2. Совокупный удельный вес "Газпрома", РАО ЕЭС, "Транснефти" и МПС в российском ВВП в текущих ценах за последнее десятилетие вырос в полтора раза - с 8,8% до 12,5%. Максимальных относительных размеров денежная оценка объема производства в них достигала в 1995 - 1998 гг. (17 - 18% ВВП). Однако удельный вес четырех монополий в ВВП в постоянных ценах за прошедшее десятилетие сократился с 11,3% до 11,0%. Очевидно, что весь прирост удельного веса монополий в ВВП произошел исключительно за счет опережающего роста цен.

Полученные за счет этого средства монополии направили на наем новых работников, повышение заработной платы, увеличение инвестиций.

За 1991 - 2001 гг. численность всех занятых в российской экономике сократилась на 13%, а в электроэнергетике возросла на 65%, в трубопроводном транспорте более чем удвоилась, в газовой промышленности более чем утроилась и лишь в железнодорожном транспорте сократилась на 9%.

Монополии опережающими темпами увеличивали зарплаты, и в результате средняя зарплата в четырех естественных монополиях превышает среднюю по экономике на 80% - за 10 лет доля монополий в фонде заработной платы всей страны удвоилась.

Удельный вес монополий во всех инвестициях за то же время увеличился вчетверо - с 6,7% до 24,2%. Поэтому оснований говорить о нехватке у монополий рабочей силы, низких заработных платах, "недоинвестировании" и, следовательно, недостатке у монополистов финансовых ресурсов нет. 3. Инвестиции используются монополистами менее эффективно, чем в среднем по экономике - из-за отсутствия прямой связи между качественными показателями работы монополий и объемом получаемых ресурсов. Повышение тарифов монополистов не способствует и энергосбережению - причина этого в действующем ныне механизме нерыночного размещения значительной части продукции естественных монополий.

"Газпром", РАО ЕЭС и МПС производят около 10% ВВП и получают 25% прибыли российской экономики. Это значит, что государство перераспределяет огромные финансовые ресурсы от немонополизированного сектора в пользу монополизированного. Тем самым государство осуществляет субсидирование естественных монополий за счет не монополизированной части экономики. 4. Высокие тарифы в 1995 - 1998 гг. способствовали более быстрому сокращению производства в перерабатывающих отраслях (в среднем в год на 4,5%) по сравнению с сырьевыми (на 2,2%). Наоборот, более низкий уровень тарифов на продукцию монополистов 1999 - 2000 гг. способствовал восстановлению экономического роста и более быстрому росту производства в перерабатывающих отраслях (в среднем в год на 17,2%) по сравнению с сырьевыми (на 5,3%).

Увеличение тарифов после сентября 2000 г. привело не только к замедлению общих темпов экономического роста, но и к изменению структуры промышленного производства в пользу сырьевых отраслей.

Нынешний уровень тарифов естественных монополий, за исключением газа, является, скорее всего, не заниженным, а завышенным. Финансовое состояние естественных монополий за последнее десятилетие благодаря госрегулированию тарифов значительно улучшилось.

Необходимо полномасштабное реформирование монополий, устранение их искусственного монопольного статуса, дерегулирование процесса ценообразования на их продукцию (услуги). Пока это не сделано, решения об установлении и изменении тарифов должны приниматься на тех же принципах, что и изменения в налогообложении и бюджетных расходах. Утверждению тарифов монополий должен предшествовать детальный анализ их полных бюджетов (а не только инвестиционных программ), включающий как текущие (в т. ч. численность занятых, зарплата), так и капитальные затраты. Само их утверждение должно происходить на законодательном уровне, возможно, в качестве составной части государственного бюджета.

Автор - советник президента по экономике