СОВЕТЫ КОНСУЛЬТАНТА: Религия слайдов
Это заключительная статья из посвященного презентациям цикла, публикуемого на страницах "Карьера/Менеджмент" с 10 декабря прошлого года. В ней речь пойдет о том, как организовать использование презентаций в целом.
Презентации в современном мире стали самостоятельным классом деловой коммуникации. Причем их важность растет с каждым годом. Известный венчурный капиталист Стив Джарветсон даже назвал их "новой религией". В американских корпорациях, по данным журнала Presentations, с 1996 по 1999 г. число презентаций на одного сотрудника корпорации возросло с 2,5 до 4,5 в месяц. В некоторых компаниях, например SAP AG, презентации стали стандартом и для внутрикорпоративного общения. По словам того же Джарветсона, некоторые люди, не имея в руках списка тезисов в презентационном формате, могут буквально лишиться дара речи. А для консалтинговой, инвестиционной или рекламной сфер презентации - основной инструмент бизнеса.
Между тем наличие корпоративной политики в этой сфере деловых коммуникаций пока еще большая редкость для российских компаний. Презентационная политика включает в себя далеко не только контроль за внешним видом презентации, как это пока понимается в большей части тех организаций.
Если одна и та же компания проводит презентации всех видов и расцветок - это повод для иронии. Но если разные сотрудники корпорации по-разному подают материальные факты, касающиеся компании, - это в лучшем случае непрофессионально, а в худшем наносит компании серьезнейший ущерб, отнимая у нее самое важное для бизнеса - доверие.
Корпоративная презентационная политика становится необходимой не сразу. В начале своего существования компания в такой политике, как правило, не нуждается. Исключение составляют презентации класса VIP - для особо важных случаев: например, собрание акционеров, крупная сделка, выступление на важной конференции и т. п. Для таких случаев уместно обратиться к специализированному консультанту, который сможет правильно изложить в презентации содержание доклада, привести в безупречный вид форму презентации, а при необходимости и подготовить выступающего. Стоимость этих услуг на рынке начинается от нескольких сот долларов (а разовая консультация может обойтись и того дешевле). Следующим шагом в управлении презентационным потоком для корпорации становится создание корпоративного шаблона. Корпоративный шаблон унифицирует не только внешний вид презентаций, но и содержит полные наборы слайдов с фиксированной "официальной" информацией.
Создание шаблона требует от компании приведения в порядок и своих дел. Иногда, начав готовить шаблон, компания неожиданно обнаруживала, что у нее, к примеру, нет единого описания результатов успешно проведенных в прошлом проектов. Или что финансовые результаты прошлого года в разных презентациях выглядят по-разному. Чтобы избежать таких конфузов, нужно осмыслить, какой организация видит сама себя, какую информацию о себе она хочет сообщать внешнему миру и в какой форме. Стоимость разработки шаблона сопоставима со стоимостью разработки фирменного стиля и обычно превышает цену VIP-презентации на 35 - 50%.
Следующий шаг - это подготовка сотрудников для работы над презентациями. Презентации только кажутся простыми. На самом деле это сложнейший и постоянно развивающийся деловой ритуал с большим количеством писаных и еще большим количеством неписаных правил. Изучить их можно либо на личном опыте работы в организации, где презентационное дело стоит на должной высоте, либо занимаясь со специалистом.
Обучение требует от организации не столько денежных затрат (полный день обучения 15 сотрудников обходится чуть больше $100 на каждого), сколько временных. Базовая лекция для укоренения в умах самых элементарных стандартов занимает не менее полутора часов, а практические классы требуют от трех часов до двух дней. И наконец, со временем настанет пора создавать собственную внутреннюю презентационную службу - от одного до трех человек. Эта служба будет выступать одновременно как информационный центр, консультант, инструктор по проведению тренингов, а также внутренний корпоративный цензор, отвечая за проведение в жизнь всей презентационной политики. Автор - главный консультант по презентационным продуктам компании "Михайлов и партнеры"