Смогут ли компании защищаться от "черного пиара" с помощью правоохранительных органов?


Впервые в российской практике милиция заинтересовалась коммерческим "черным пиаром". В Перми арестован человек, который якобы распространял информацию о возбудителях дизентерии в пиве "Толстяк". За прекращение негативной PR-кампании он просил у пивоваров $10 000.

Бороться с "черным пиаром" с помощью правоохранительных органов практически невозможно, поскольку часто сложно найти заказчиков и тем более конкретных персон. Мы это знаем на собственном примере. Некоторое время назад наше предприятие подверглось атаке "черного пиара". На основе письма некой дамы были организованы многочисленные проверки нашего популярного напитка, а в СМИ просочилась информация о том, что продукт якобы некачественный. Хотя в результате претензии свелись к одному символу на упаковке. После того как репутация предприятия пострадала, выяснилось, что дамы, по письму которой началась проверка, попросту не существует. Кого было привлекать к ответственности? И мы только могли догадываться, откуда ветер дует. Так что пока, к сожалению, расследовать дела о "черном пиаре" могут, наверное, только герои детективов.

Инна Кочетова

К моему искреннему сожалению, судебной перспективы у таких дел нет. Даже при наличии в законах соответствующих норм привлечь виновного к ответственности и получить действенную компенсацию практически невозможно. У государства не доходят руки до защиты чести и достоинства граждан и деловой репутации компаний. Органы можно использовать лишь как инструмент давления. Это гораздо легче, но к правосудию не имеет никакого отношения. Причины прежде всего в низком КПД правоохранительных органов, от милиции до суда. Они завалены работой и даже заявления об изнасиловании не всегда принимают, не говоря уж о жалобах на клевету. Плюс к этому - пластилиновая этика некоторых журналистов и редакторов, для достижения своих или поставленных заказчиком целей готовых на многое. Серьезная компания защищается ответным пиаром или идет к редактору СМИ за разъяснениями. Конечно, она может нанять адвоката и завести дело, но это неэффективно - лишняя шумиха.

Эдуард Нейгебауэр

Создать цивилизованные условия бизнеса можно, когда бизнесмен добровольно принимает правила честной работы. Если он сознательно нарушает эти правила, должен вступать в силу закон. Sun Interbrew пришла в Россию всерьез и надолго. У нашей компании есть своя строгая система корпоративных ценностей. И одна из них - строгое следование законодательству, каким бы оно ни было в стране, где мы работаем. Вмешательство милиции связано с тем, что в данной ситуации налицо признаки преступления - сам факт вымогательства и причинения ущерба компании. Кроме того, важную роль в создании прецедента сыграло то, что мы крайне настойчивы в стремлении разрешить конфликт правовым путем и прилагаем все усилия, чтобы помочь милиции в рамках закона. Мы верим, что ситуацию можно изменить, если компании настойчиво будут опираться на правоохранительные органы.

Ирина Кибина

Несколько лет назад недобросовестный журналист ведущего российского СМИ шантажировал компанию - одного из крупнейших производителей минеральной воды. В своих материалах он упоминал эту компанию в негативном контексте, но предлагал за взятку изменить свое мнение. Компания обратилась за помощью к нам, и ситуацию удалось разрешить без вмешательства правоохранительных органов. Мы обратились к главному редактору газеты, в которой работал этот недобросовестный журналист, и его с позором уволили. А сейчас он благополучно работает в другом издании. К сожалению, у нас любят связывать с PR такие действия, как шантаж, клевета и другие уголовно наказуемые преступления, называя это "черным PR". Защищать от клеветы - это прямая обязанность правоохранительных органов. Однако у нас практически нет прецедентов, когда в подобных ситуациях осуждали за клевету. Другое дело - если бы шантажиста поймали в момент получения взятки. Вот тогда бы правоохранительные органы в полной мере выполнили свою задачу. Но взятка - это уже не "черный пиар".

Гай Ханов

"Черного пиара" не существует. Существуют прописанные в Гражданском и Уголовном кодексах понятия "преступление" и "клевета". Бороться с такими случаями правоохранительные органы могут настолько же успешно, как и с другими преступлениями. У меня украли с машины зеркала на стоянке. В милиции сказали: бороться мы будем, но никого не найдем. Вопрос в развитии правоохранительной системы и усердии ее работников. Часто непонятно, от кого идет клевета. Но если всерьез взяться за расследование, до конца дело довести можно. В конце концов, есть типография, в которой все печаталось. Следов достаточно. Вопрос зависит, повторю, от качества работы правоохранительных органов. А позитивно развивающаяся ситуация в стране в целом дает мне основания предполагать, что содержательная реформа правоохранительных органов - вопрос этого года. И они будут четче реагировать на подобные случаи. Правда, остались отдельные дыры в законодательстве. Например, невозможно снять никакую клевету с Compromat.ru, поскольку Интернет с точки зрения закона - не СМИ.

Сергей Михайлов

Сергей Михайлов