Шесть уроков Enron


Скоропостижный конец Enron произвел в США ошеломляющий эффект. Конгресс и Министерство юстиции ведут расследования, инвесторы и банкиры считают убытки, а журналисты подводят итоги.

По мнению репортеров The Wall Street Journal, которые и спровоцировали коллапс Enron, опубликовав расследование сомнительной практики отчетности компании, из истории с Enron можно извлечь по меньшей мере шесть важных уроков.

l 1. Какими бы мощными связями в политических верхах ни заручалась компания, в трудную минуту это не поможет. Ни одна американская компания не помогала Джорджу Бушу в предвыборной борьбе активнее, чем Enron. Служащие компании во главе с генеральным директором Кеннетом Леем организовали крупнейший фонд в поддержку Буша, выделив ему напрямую $623 000. Руководство Enron и лично Лей выложили еще $200 000 на инаугурационное празднество.

Тем не менее, когда Enron попала в беду, администрация Буша практически ничего не сделала, чтобы помочь компании. В результате даже на фоне других сомнительных финансовых решений Enron инвестирование $2,4 млн в выборы 2000 г. выглядит особенно неудачным. Правда, в начале 2001 г., когда правительство вырабатывало энергетическую программу, компания добилась для себя особого положения. Фактически вице-президент Дик Чейни не обсуждал программу ни с кем из руководителей бизнеса, кроме Лея. Кроме того, Enron удалось провести на важные должности в Федеральной комиссии по управлению энергетикой нескольких сторонников либерализации в отрасли. l 2. Сектор финансового аудита и консалтинга нуждается в срочном реформировании. Крах Enron - лишь одно из звеньев в цепи историй, связанных с ошибками аудиторов "большой пятерки". Эти фирмы неоднократно одобряли финансовые проекты, приводившие клиентов к банкротству. Примечательно, что аудиторские фирмы зачастую получают не менее половины дохода от консалтинговой деятельности, не относящейся к аудиту.

Компания Andersen, одновременно проводившая внешний аудит и оптимизацию бизнеса Enron, не подняла тревогу, видя, как энергетический гигант завышает прибыли и скрывает гигантские долги. Аналогичные огрехи допускали и другие аудиторы. Впрочем, они и сами публично признали необходимость пересмотра своей практики надзора за исполнением законов. l 3. Компании, которые чрезмерно увеличивают долю собственных акций в пенсионных программах своих сотрудников, ставят сотрудников под удар. Пенсионные сбережения служащих Enron, хранящиеся в акциях компании, испарились вместе с нею. Подобное случалось и раньше, например с компаниями Morrison Knudsen, Rite Aid и McKesson. Долгий период господства "быков" на рынке снизил остроту этой проблемы. Сейчас конгрессмены рассматривают предложения об ограничении доли акций работодателя в пенсионных накоплениях служащих на уровне 10 - 20%.

l 4. Концепция "бесплотной" компании, действующей в соответствии с "новой экономической моделью", пока так и остается всего лишь концепцией. Предполагалось, что компания может жить без громоздкой материальной инфраструктуры, управляя лишь потоками информации. В течение последних пяти лет Enron активно продвигала эту концепцию, избавляясь от крупного "железа" и инвестируя в интернет-технологии и торговлю. Чрезмерное разрастание торговых подразделений стало одной из причин падения компании. Их долги составили сотни миллионов долларов, причем не учтенных в бухгалтерском балансе. l 5. Доверие - не всегда хорошая основа для масштабного бизнеса. Торговые операции Enron, обеспечивавшие большую часть прибыли, основывались главным образом на доверии. Когда в октябре проблемы уже нельзя было скрыть, Enron списала около $3 млрд банковских кредитов. Рейтинг компании падал, и бывшие партнеры уже не хотели рисковать, связываясь с неудачливым гигантом. l 6. Банкам следует разделять коммерческий и инвестиционный бизнес. Citigroup и J.P. Morgan Chase, банки, оказывавшие Enron наиболее существенную финансовую поддержку, нередко смешивали эти виды банковских операций - в результате каждый из них теперь может потерять сотни миллионов долларов. В 1999 г. Конгресс отклонил законопроект, разграничивающий предоставление банковских и инвестиционных услуг, но после краха Enron актуальность такого закона становится очевидной. (WSJ, 15. 01. 2002)