Изобретатели валюты
Новое правительство Аргентины объявило в воскресенье о приостановке выплат по долгам и намерении ввести третью валюту - в дополнение к уже обращающимся в экономике песо и доллару, которые остаются приравненными друг к другу. Нововведение призвано стимулировать развитие экономики, уже три с половиной года пребывающей в рецессии.
Ни исполняющий обязанности президента Адольфо Родригес Саа, ни Родольфо Фрихери, один из руководителей оппозиционной перонистской партии, назначенный министром финансов и госдоходов, пока не дали конкретных разъяснений относительно того, что будет представлять собой новая валюта и каковы будут правила ее обращения. Но если судить по первым заявлениям, это, по-видимому, будет разновидность свободно обращающихся гособлигаций.
Их обращение может стать частью процесса перехода к новой валюте с нефиксированным курсом; вводя третью валюту, правительство надеется сгладить эффект девальвации для аргентинцев, значительная часть долговых обязательств которых номинирована в долларах. Новая валюта должна компенсировать нехватку песо в экономике. Она будет использоваться, в частности, для финансирования социальных программ и должна по замыслу перонистов стимулировать рост потребительских расходов и восстановление экономики. Фиксированный курс песо, введенный в 1991 г., положил конец гиперинфляции, достигавшей в конце 1980-х гг. 5000% в год. Однако в конце 1990-х гг. завышенный из-за роста доллара курс песо сделал Аргентину неконкурентоспособной. Инструменты денежной политики при таком валютном режиме также были недоступны правительству, и оно не могло стимулировать экономический рост за счет снижения процентных ставок. В этом году, опасаясь девальвации, аргентинцы переводили свои песо в доллары; в результате объем песо в обращении снизился с начала года на 30%.
Однако практически никто в стране не хочет отмены фиксированного курса. "Все хотят сохранения системы конвертируемости [песо в доллар], поскольку она обеспечивает стабильность, - говорит Питер Уэст, специалист по Латинской Америке испанского банка BBVA. - Однако эта система ведет к экономической депрессии. Единственный выход - контролируемый переход к более конкурентоспособной валюте".
Кризис неплатежей вынудил руководителей провинций начать выпуск региональных облигаций, которыми они расплачивались с госслужащими и поставщиками. Первым на этот шаг пошло правительство самой населенной провинции Буэнос-Айрес, напечатавшее с августа годовых облигаций "патакон" на сумму около $1 млрд. За ней последовали многие другие провинции. Боясь потерять контроль над денежным обращением, правительство Фернандо де ла Руа начало переговоры с региональными властями, предлагая выпустить федеральные облигации, которые поглотили бы провинциальные. С этой целью федеральное правительство напечатало новые облигации "лекоп" на сумму $1,3 млрд.
Саа теперь говорит, что выпуск этих облигаций будет существенно увеличен, так что они в итоге станут третьей валютой, являющейся законным средством платежа наряду с песо и долларом. От объема эмиссии будет зависеть степень девальвации этих облигаций - приниматься они будут по цене ниже номинала. Новые власти надеются таким образом ликвидировать нехватку денег и повысить конкурентоспособность экономики, не прибегая к девальвации песо. (FT, 24. 12. 2001)