Бизнес морской пехоты
КАНДАГАР - Морская пехота США начинает играть заметную роль в афганской экономике. Подразделения, захватившие на прошлой неделе Кандагар, уже заключают сделки c местными властями.
Когда Кандагар был еще в руках талибов, американские бомбардировщики основательно разрушили кандагарский международный аэропорт. Теперь "морским пчелкам" - так называются строительные батальоны морской пехоты - предстоит восстановить взлетные полосы, нужные самим контртеррористическим силам. Большая работа предстоит и по реконструкции здания вокзала, сооруженного еще в начале 1970-х. В ходе недавних боев здесь были выбиты стекла, уничтожены системы водо-, электро- и теплоснабжения. Прежде всего планируется наладить подачу воды для санитарных нужд и строительных работ.
В районе кандагарского аэропорта сейчас временно дислоцировано около 1000 морских пехотинцев. По словам старшего сержанта Перри Тумера, хозяйственные проблемы в армии всегда решаются на коммерческих началах, а в условиях военных лишений бизнес-операции существенно упрощаются. На днях Тумер, перед которым стоит проблема водоснабжения, приобрел у местного полевого командира Гулалая два водяных насоса производства Honda по $325 каждый. В эту сумму афганцы включили стоимость установки, небольшой запас топлива и даже некоторое количество провианта. Такая покупка, как утверждает Тумер, в США обошлась бы дороже. Насосы уже используются для полива местного розария, а также в более прозаических целях - для организации санузла.
"Вместе с насосами мы уже поставили американцам хлеб, - говорит Ассад Джан, адъютант Гулалая. - Если на то будет воля Аллаха, завтра мы поставим пепси-колу и любые другие продукты". Расплачиваются военные наличными, поскольку кредитные карточки здесь не в ходу. Афганские противники "Талибана" называют американцев гостями и стараются назначать не очень высокие цены. Морские пехотинцы готовы вкладывать деньги в местный рынок, но при этом не хотят завоевывать себе популярность, переплачивая за товары и услуги и внося диспропорцию в систему ценообразования.
По свидетельству американских военных инженеров, те, кто проводил бомбардировки кандагарского аэропорта, знали свое дело: объект был приведен в полную негодность. Строители уже восстановили на скорую руку километровый участок взлетной полосы аэродрома. Воронки от бомб засыпали гравием, что позволяет принимать и отправлять небольшие грузовые самолеты C-130. Однако, для того чтобы аэродром мог принимать реактивные гиганты типа C-17, необходимо заделать все воронки бетоном - тогда длина взлетной полосы составит чуть больше 3 км. Договоры на поставку цемента "морские пчелки" заключают также с местными подрядчиками, в том числе с Гулалаем. Стороны считают, что торговля только начинается. (WSJ, 19. 12. 2001).
Прифронтовые строительные площадки.
Сейчас численность американских войск в Афганистане составляет около 3000 человек. В то время как сотни военнослужащих охотятся на бен Ладена и талибских руководителей, остальные заняты восстановлением разбомбленных аэропортов, разминированием и обеспечением безопасности.
Мазари-Шариф: - около 150 военнослужащих инженерных подразделений ВВС заняты реконструкцией аэропорта; - 50 пехотинцев обеспечивают охрану аэропорта; - военнослужащие спецподразделений и сотрудники ЦРУ (точное число неизвестно) допрашивают пленных.
Кабул: - около 150 "морских пчелок" ведут инженерные работы; - 150 солдат обеспечивают безопасность аэропорта Баграм к северу от столицы; - 70 морских пехотинцев охраняют посольство США.
Тора-Бора: - от 50 до 100 американских и британских коммандос сражаются против бойцов "Аль-Каиды" и талибов.
Кандагар: - около 1000 морских пехотинцев США охраняют аэропорт, занимаются разминированием и строят лагерь для пленных; - восемь сотрудников ФБР допрашивают пленных; - несколько сотен бойцов спецподразделений организуют взаимодействие с местным населением, пытаясь найти муллу Омара и других лидеров талибов; - подразделения "морских пчелок" ведут инженерно-строительные работы в городе, аэропорте и на базе Кэмп-Райно.