Гений лоббизма


Морис Гринберг прекрасно умеет говорить о преимуществах свободного рынка и важности добросовестной конкуренции. Однако именно он считается в США одним из самых выдающихся специалистов по грамотному использованию государственной машины в интересах частного бизнеса.

Страховая компания American International Group (AIG) традиционно нанимает на высшие должности высококлассных лоббистов, но всем им далеко до 76-летнего гендиректора компании Мориса Гринберга, которого все коллеги зовут просто Хэнк.

Последнее испытание лоббистских талантов Гринберга - ситуация, сложившаяся в страховой индустрии после терактов 11 сентября. Хэнк одним из первых связался с председателем комитета Конгресса по финансам Майклом Оксли, оперативно и умело вел переговоры с сенаторами - как демократами, так и республиканцами. Многие страховщики, обслуживающие авиакомпании, добивались от властей помощи, но именно AIG удалось - благодаря умелым лоббистским действиям ее главы - еще до принятия законопроекта о поддержке авиакомпаний заручиться письменной гарантией такой поддержки от Министерства финансов США. В результате после 11 сентября AIG оказалась в более выгодном положении, чем едва ли не все другие страховые компании.

Гринберг добивается успеха, умело сочетая личное влияние и использование финансовых рычагов. В ходе предвыборной кампании 2000 г. Хэнк успешно руководил фондом поддержки Джорджа Буша и сенатора-республиканца Джона Маккейна.

Возможность почувствовать железную хватку Гринберга представилась в числе прочих бывшему вице-президенту США Уолтеру Мондейлу, впоследствии работавшему послом в Японии. Когда японское правительство пересматривало законодательство, регулирующее страховую отрасль, Хэнк связался с посольством и лично приехал в Японию, чтобы вмешаться в этот процесс.

Влияние Гринберга столь велико, что нынешней осенью он практически в одиночку задерживал подписание американо-китайского торгового соглашения до тех пор, пока не добился защиты интересов своей компании.

Впрочем, сам глава AIG не считает себя действительно выдающейся фигурой. "Я просто очень четко определяю последовательность своих действий, - поясняет Гринберг. - В этом и состоит основная работа директора любой компании. А еще нужно страстно любить свою работу".

Манхэттенский офис Гринберга наглядно свидетельствует о наличии такой страсти. Несколько семейных фотографий на столе руководителя теряются рядом с крупным портретом Корнелиуса ван дер Старра, основавшего в 1919 г. в Шанхае страховое агентство, которое затем было преобразовано в AIG. В 1967 г. Старр лично передал бразды правления компании Гринбергу. "Многие предприниматели удивляются успехам AIG, - говорит Гринберг. - А все просто: достаточно просто посмотреть на историю компании". Переместившись в 1950 г. из Китая в США, AIG быстро превратилась в крупнейшую американскую компанию в секторе страхования коммерческой собственности и от несчастных случаев, сохраняя при этом лидерство и за рубежом.

Сам Гринберг к 1950 г. успел отслужить в армии и закончить Нью-Йоркскую школу права. В 1953 г. он начал работать в страховой компании Continental Casualty, а в 1960 г. перешел в AIG. После более чем 30-летнего пребывания на посту генерального директора он в 1999 г. назначил собственного сына Эвана своим преемником, однако тот уже в следующем году покинул компанию. 11 сентября из своей машины Гринберг видел, как первый самолет врезается в здание WTC. Когда удар наносил второй самолет, Хэнк уже находился с своем офисе в пяти кварталах от места трагедии. Он сразу включился в работу, направленную на защиту интересов компании. Неудивительно: AIG является владельцем примерно 1000 самолетов, сдаваемых в аренду 150 авиакомпаниям во всем мире, поэтому покрытие страховых рисков, связанных с полетами, - жизненно важный вопрос для AIG.

Добившись, чтобы Конгресс обеспечил условия для страхования операций американских авиалиний, Гринберг направил усилия на обеспечение аналогичной страховки для иностранных компаний.

Для руководителя AIG одним из главных приоритетов является соблюдение интересов компании при проведении политики США в отношении Китая. Осенью 1999 г., когда обсуждались условия вступления Китая в ВТО, Гринберг общался как с представителем США на торговых переговорах Шарлен Баршевски, так и с главой американской делегации на переговорах Робертом Кэссиди. Китайские власти предполагали ограничить долю собственности иностранцев в страховых компаниях, создаваемых на территории страны, 50%. Гринберг настаивал на предоставлении его компании права создавать в Китае филиалы, на 100% принадлежащие AIG. Стороны долго не могли прийти к компромиссу. Подписанный 14 сентября этого года договор о вступлении Китая в ВТО содержит противоречивые формулировки по данному вопросу, однако в них есть явные уступки в пользу AIG. Гринберг продолжает работать с китайскими властями, добиваясь более надежных гарантий. Там, где есть надежда на финансовые рычаги, Хэнк предпочитает не скупиться. На деньги из фонда, основанного Старром в 1955 г., он за $515 000 выкупил комплект украшений, украденных из пекинского дворца во время восстания боксеров, и в 1993 г. подарил их китайскому правительству.

AIG делает вложения и в политику. На предвыборную кампанию 1998 - 2000 гг. компания потратила $1,72 млрд. Вместе с тем Гринберг без колебаний перекрывает финансирование исследовательским организациям, чьи позиции не совпадают с позициями AIG. Долгое время фонд Старра ежегодно перечислял по $150 000 исследовательскому фонду Heritage. Однако, после того как в 2000 г. фонд Heritage опубликовал отчет, в котором говорилось, что установление постоянных торговых отношений с Китаем для США преждевременно, финансирование было прекращено. Точно так же в 1999 г. Гринберг прекратил финансирование Центра международных стратегических исследований из-за разногласий с его руководством.

"Если Гринберг что-то лоббирует, это обязательно выгодно ему самому или его компании, - говорит сенатор-демократ Джон Корзайн. - Но это вовсе не всегда выгодно американским налогоплательщикам". (WSJ, 7. 12. 2001)