Протекционизм во имя свободной торговли


ВАШИНГТОН - На прошлой неделе палата представителей Конгресса США с перевесом всего в один голос приняла закон, наделяющий президента страны правом заключать торговые соглашения, условия которых Конгресс может принять или отклонить, но не может изменить. Торговые партнеры Америки в недоумении: позиция США по вопросу либерализации торговли выглядит непоследовательной.

В ноябре США пообещали сокрушить барьеры, стоящие на пути к свободной торговле, что позволило членам ВТО выработать повестку дня предстоящего нового раунда всемирных торговых переговоров. Между тем для принятия нового закона администрация пошла на ряд мер, ограничивающих свободу торговли в таких секторах, как производство стали, текстиля и сельскохозяйственной продукции.

Образ действий американской администрации свидетельствует о противоречивости позиции США в вопросе поддержки либерализации мировой торговли. Хотя все чиновники Соединенных Штатов, отвечающие за принятие решений в области международной торговли, не устают выступать с декларациями о том, что либерализация торговли способствует развитию экономики, администрация не могла остаться равнодушной к призывам о помощи со стороны секторов, в наибольшей степени страдающих от либерализации торговли.

"Это новая игра в торговле. И за участие в этой игре надо платить", - говорит сотрудник Института международной экономики Гэри Хафбауэр. При этом плата может оказаться слишком высокой, что значительно затруднит осуществление мер по либерализации мировой торговли, за которые так ратует администрация Буша. Новый раунд всемирных торговых переговоров продлится несколько лет, а обещания, данные Конгрессу, администрация начнет выполнять уже в следующем году, что вызовет негативную реакцию у многих стран, от которых США требуют отмены торговых барьеров.

Чтобы новый закон поддержали влиятельные лоббисты сталелитейного сектора, администрация пообещала поставить временные барьеры для импортеров стали. В прошедшую пятницу Международная комиссия по торговле (ITC) рекомендовала ввести 40% -ные пошлины на импорт сроком на четыре года. Однако этой уступки оказалось недостаточно для принятия закона палатой представителей. Поэтому администрация пообещала также помочь текстильной промышленности, в частности настаивая на "рыночном доступе на основе принципа взаимности" в дальнейших переговорах с развивающимися странами, такими как Индия и Пакистан.

Кроме того, лидеры республиканской фракции палаты пообещали пересмотреть условия прошлогоднего соглашения, по которому страны Карибского бассейна и африканские государства, расположенные южнее Сахары, получили некоторые торговые выгоды. Республиканцы хотят изменить решение Таможенной службы США, которая в этом году постановила, что окраска, отделка и набивка американских тканей может производиться за рубежом.

Это обещание разозлило демократа Чарльза Рэнджела, автора прошлогоднего соглашения. Он назвал действия республиканцев "вопиющим протекционизмом во имя свободной торговли и в ущерб странам Карибского региона".

Но и этих обещаний оказалось мало для того, чтобы получить необходимое для принятия закона количество голосов. Следующее обещание было сделано парламентариям, лоббирующим интересы сектора производства цитрусовых во Флориде. Представители этого сектора опасаются роста конкуренции со стороны Бразилии и других латиноамериканских стран. Администрация Буша отказалась признать за сектором особый статус, что ограничило бы влияние на него будущих торговых соглашений, но пообещала не снижать заградительные пошлины.

В результате закон - с перевесом всего в один голос - все-таки прошел через палату представителей и был передан в сенат. Но, если сенаторы внесут в него поправки, он будет возвращен в палату, и тогда администрация снова начнет что-то обещать, чтобы закон был принят. Решив представить закон на рассмотрение Конгресса в этом году, администрация подчеркивает, что торговым представителям США нужна свобода действий в новом раунде всемирных торговых переговоров, который начнется в следующем году. Но, по словам Клайда Престовица, президента Института экономической стратегии при Конгрессе США, на самом деле закон может дать свободу действий Конгрессу, который будет решать будущее торговых соглашений. Едва ли это прозвучит обнадеживающе для торговых партнеров Америки. (FT, 9. 12. 2001)