СОВЕТЫ КОНСУЛЬТАНТА : Шоу для инвестора
Оживление экономики в России привело к переходу инвестиционной инициативы из рук финансовых посредников в руки конечных инвесторов - фондов и международных корпораций. Из-за этого обстоятельства руководители российских компаний ощутили необходимость в овладении навыками проведения презентаций для инвесторов. Непозволительно недооценивать значение презентации. Несмотря на то что инвесторы заранее получают инвестиционный меморандум, бизнес-план или проспект, в 90% случаев они читают только резюме документа. Презентация призвана создать целостную картину инвестиционного предложения. Кроме того, во время презентации инвестор изучает людей, которым будут доверены деньги. Презентация - это своего рода смотрины, они либо рождают у инвестора доверие к руководству компании и проекту, либо подрывают его. Инвестиционная презентация готовится для одной/нескольких запланированных встреч или для roadshow (серии встреч с несколькими десятками инвестиционных домов). Единичная встреча может длиться 1,5 - 2 часа и предусматривает свободную дискуссию и обмен мнениями. Презентация в ходе roadshow жестко хронометрирована и занимает не более часа. В обоих случаях следует отвести на выступление не более 20 минут. Учитывая, что один слайд традиционной презентации занимает от 45 секунд до 1,5 минуты, выступление должно сопровождаться 15 - 20 слайдами. Презентацию для небольшого числа встреч следует по возможности подстроить под ожидаемые интересы партнеров. Презентацию для roadshow следует тщательно стандартизировать.
Примерный перечень разделов инвестиционной презентации: - краткое описание компании или концепция проекта; - история компании или проекта (с акцентом на деловые успехи); - описание ситуации (в индустрии, на рынке и пр.); - описание рынка и конку- ренции; - ближайшие планы и стратегия развития; - партнерские связи; - характеристика менеджмента; - факторы успеха и их обоснование; - структура финансирования и "выход" инвестора; - бюджет и использование привлекаемых денег; - ожидаемые финансовые результаты; - инвестиционные риски.
Там, где это возможно, стоит заменить текст иллюстрациями. Презентация должна начинаться оглавлением, а завершаться краткими выводами. И то и другое должно вселять в инвестора оптимизм в отношении предложения и побуждать его к дальнейшим действиям.
В ходе подготовки презентации необходимо тщательно рассортировать материал на общий и дополнительный. К общим в инвестиционной презентации относятся: - разделы, интересные собственно инвесторам, в первую очередь те, которые объясняют, сколько денег требуется от инвестора и что и когда инвестор получит взамен; - разделы, важные для понимания индустрии, компании или проекта.
Общий материал предъявляется в ходе основного выступления, а дополнительный подключается, если в нем возникнет необходимость, например в ходе ответов на вопросы. Необходимо уделить внимание внешнему виду презентации. Я советую избегать стандартных шаблонов - все профессиональные инвесторы видели их многократно. Даже если над проектом работает консультант по инвестициям, ему не стоит доверять готовить всю презентацию, но по профильным разделам он должен помочь. И наконец, стоит помнить, что к проведению презентации выступающему необходимо тщательно подготовиться. Без этого самые профессиональные слайды и самые мудрые советы консультанта не дадут результата. Типичные ошибки при проведении презентаций: - в презентациях и инвестиционных документах не совпадают цифры, имена или схемы; - презентация содержит устаревшие или неполные данные; - презентация явно скопирована со стандартной или чужой презентации; - презентация чересчур длинная; - выступающий не позаботился заранее о подготовке оборудования или бумажных копий. Автор - главный консультант по презентационным продуктам компании "Михайлов и партнеры"