Не тот улов


БРЮССЕЛЬ - За последние два месяца правоохранительные органы на Западе, проводящие антитеррористическую кампанию, задержали несколько сотен подозреваемых, преимущественно мусульман. Наряду с преступниками в числе задержанных нередко оказываются и невинные люди.

"Закон не предусматривает практически никакой компенсации для этих людей, несущих огромный моральный и материальный ущерб, - утверждает Грэм Уоттсон, председатель Комитета по правам человека при Европарламенте. - Многие иммигрантские общины сталкиваются с дискриминацией, которая катастрофически сказывается на их жизни, семейном благополучии и бизнесе".

Египтянин Мохаммед Салем, владелец брюссельского ресторана, провел три недели в одиночной камере по подозрению в терроризме, но был отпущен ввиду отсутствия улик. Такая же судьба постигла его партнера Фаузи эль-Хаддоути. Ресторан понес убытки, а страховая компания отказалась их возместить. При этом следователь заявил, что не исключает возможности повторного задержания предпринимателей в случае появления улик.

Силовым структурам крайне трудно отследить все деловые и родственные связи подозреваемых и выделить из них те, что имеют отношение к преступному сговору. "В центре нашего внимания - террористы и экстремисты, но нам также приходится проверять всех лиц, с которыми они контактируют, - говорит Жан-Батист де Смет, представитель разведслужбы Бельгии. - Если становится ясно, что человек, контактировавший с террористом, сам террористом не является, мы прекращаем им заниматься. Но изначально исключить его из списка подозреваемых мы не можем".

Салем, 11 лет назад приехавший в Бельгию из Египта, пострадал по вине своих знакомых, о чьих намерениях он, возможно, даже не догадывался. Салем - типичный мелкий предприниматель, который посвящает все свое время бизнесу. Он практически весь день не покидает свой ресторан, работая и общаясь с клиентами. Семь лет назад он взял к себе в партнеры эль-Хаддоути, переселившегося в Европу из Марокко в конце 1960-х. Поначалу партнеры содержали ресторан в небольшом городке Вавр, затем Салем открыл аналогичное заведение в столице Бельгии.

Несколько месяцев назад Салем принял на работу младшего брата Фаузи - Абделькрима. 13 сентября полиция арестовала этого человека вместе с его приятелем - выходцем из Туниса Низаром Трабельси, обвиняемым в подготовке террористического нападения на посольство США в Париже. Сейчас власти пытаются определить, причастен ли Абделькрим к планам Трабельси. Через шесть дней после ареста Абделькрима полиция провела в ресторане Салема обыск и обнаружила в подсобном помещении упаковки с химикатами, пригодными, как утверждается, для изготовления взрывчатки. Эти же химикаты перечислены в записной книжке, изъятой при аресте у Трабельси и содержащей также подозрительную химическую формулу.

Салем и эль-Хаддоути утверждают, что им ничего не известно о природе и назначении химикатов и что в случае своей причастности к заговору они постарались бы избавиться от улик за время, прошедшее с ареста Абделькрима. По их словам, последний сообщил им, что химикаты предназначались для хозяйственных нужд.

Оба ресторана, принадлежащие партнерам, были закрыты 19 сентября, а сами предприниматели были посажены в одиночные камеры, где провели три недели.

Йос Колпан, представитель брюссельской прокуратуры, заявил, что судья не нашел убедительных свидетельств вины предпринимателей, но что расследование до сих пор не закончено.

После возвращения Салема из тюрьмы его арендодатель стал добиваться расторжения договора и применения ряда финансовых санкций против египтянина, но тому удалось с помощью адвоката отстоять свои права. Однако попытка получить страховку за понесенный ущерб оказалась неудачной.

В результате будущее ресторанного бизнеса Салема оказалось под угрозой. Убытки ресторана составили около $8000. Более того, Салем теперь боится поехать в Египет, где власти сурово преследуют всех, кто подозревается в терроризме. (WSJ, 5. 12. 2001)