В каком коридоре стабилизируются цены на нефть?


Россия приняла решение сократить с Нового года экспорт нефти на 150 000 баррелей в сутки. Хотя от страны ждали большего сокращения, члены ОПЕК, кажется, остались довольны.

Принятое правительством решение о сокращении экспорта на 150 000 баррелей в день достаточно для того, чтобы ОПЕК также сократила экспорт. Парламент Норвегии уже принял решение об уменьшении объемов экспорта, Мексика также объявила о своей готовности. Так что в этой ситуации вряд ли можно найти причину для ОПЕК не выполнить своего обещания о сокращении добычи уже с 1 января. Глобальное снижение экспорта, несомненно, должно привести к стабилизации цен на мировом рынке нефти, тем более что оно приходится на зимний период, когда потребность в энергоносителях возрастает. Возможно, что стабилизация будет проходить в рамках декларируемого ОПЕК коридора $22 - 28 за баррель. Но мне более реальным представляется коридор $20 - 25 за баррель. Каждый из этих сценариев вполне может осуществиться, если только не возникнут форс-мажорные обстоятельства, такие, как расширение зоны конфликта и активизация военных действий на Ближнем и Среднем Востоке.

Азат Ягафаров

Тот объем, о котором говорит Россия, возможно, даже превышает ожидания ОПЕК. Однако картель не станет торопиться со снижением поставок, пока не получит совершенно четких гарантий со стороны не входящих в нее стран. По прогнозам ряда западных инвестиционных банков, цены на нефть будут удерживаться в диапазоне $18 - 20 за баррель Brent как минимум всю первую половину следующего года. И это с учетом всеобщего сокращения экспорта. Основной фактор беспокойства для участников рынка - способность ОПЕК контролировать цены. Это, скажем, строгое выполнение квот после принятия решения о снижении добычи. Или способность к диалогу с другими странами-экспортерами. Заявление России пока только заявление. А предыдущая история взаимоотношений с ОПЕК показывает, что Россия дает обещания чаще, чем их выполняет.

Сергей Лукьянов

И ОПЕК, и Россия снизят экспорт с 1 января. Это полностью правильное, но запоздалое решение. Нельзя было давать ОПЕК повод для шантажа. Ведь практически произошел Green Mail. И Россия продемонстрировала, что уступила. Не лучше ли было, взвесив все "за" и "против", сделать это раньше, не дав повода еще раз применить такую практику? Теперь же всему миру ясно, что с Россией можно разговаривать о ценах на нефть подобным тоном. Но решение, повторяю, полностью правильное. Его достаточно для поддержания цен на Brent на низшей отметке коридора $20 - 22 за баррель. Естественно, кроме объемов добычи на стоимость нефти влияют еще многие причины. Учитывая экономическую ситуацию в мире, не думаю, что нынешнее сокращение последнее. Если мы, как говорил премьер-министр, хотим удержать цены в рамках $20 - 25 за баррель, то в марте придется вернуться к вопросу объемов экспорта.

Тогрул Багиров

Как договорились, так и будет. С 1 января все стороны снизят экспорт. Рынок будет выправлен, чтобы не потерять лицо, до того коридора, о котором говорилось, - $20 - 25 за баррель Brent.

Сергей Туманов

На 2 млн баррелей сократить вряд ли получится. Опять страны - члены ОПЕК будут обманывать. Мне к тому же кажется, что рынок уже вобрал в себя информацию о сокращении экспорта Россией. Ничего неожиданного на встрече с Касьяновым не произошло, в ценах решение российских нефтяников уже отражено. Теперь рынок будет ориентироваться на зримые параметры вроде промышленных запасов нефти и нефтепродуктов. Если они будут сокращаться или оставаться на низком уровне, цена на нефть будет устойчивой. Чтобы она начала расти, нужен определенный дефицит, как текущий, так и ожидаемый. Впрочем, я склоняюсь к тому, что он может возникнуть.

Григорий Выгон

Кратковременный эффект, конечно, будет. В результате какое-то время цены, вероятнее всего, будут держаться в пределах установленного ОПЕК коридора. Однако мои ощущения, что в долгосрочном плане $22 слишком высоко для нижней границы коридора, она должна быть на уровне $18 - 20 за баррель, а $22 - это ближе к среднему уровню цены. Для России сокращение на 150 000 баррелей в сутки - это примерно 5% экспорта нефти. Для компаний, конечно, это ощутимо, но не смертельно. При этом всегда остается возможность компенсировать выпавшие доходы за счет дополнительного экспорта нефтепродуктов. Его ОПЕК во внимание не принимает. Кстати, экспорт нефтепродуктов может оказаться более выгодным для бюджета из-за разницы в пошлинах. Однако для компаний и для экономики в целом более выгоден экспорт нефти. Главным образом в силу более низких средних транспортных расходов и неэффективной переработки нефти.

Сергей Ежов

Сергей Ежов