Чартерная пауза


Авиакомпании пока не располагают полной информацией о новых правилах, так что ни один из опрошенных "Ведомостями" авиаторов не смог дать развернутого комментария. "Вряд ли это отразится на стабильно работающих, крупных компаниях", - предполагает гендиректор KrasAir Борис Абрамович. С ним согласен и представитель "Аэрофлота". "Это делается ради благих целей - повысить безопасность и резко сократить число лицензий, - поясняет источник в крупнейшей авиакомпании. - Но [делается это] впопыхах, а излишняя спешка ничего хорошего не приносит".

Авиационные власти решили ужесточить требования к чартерным рейсам. Как стало известно "Ведомостям", принято решение приостановить действие всех лицензий на чартерные полеты на полтора месяца. Так что в период новогодних отпусков авиакомпаниям придется заново получать разрешение на полеты, что может грозить срывом части заявленных рейсов.

Сегодня в российские авиакомпании должна поступить телеграмма от Государственной службы гражданской авиации (ГСГА). Документ известит о том, что действие всех ранее полученных лицензий на чартерные перевозки (а это около 70% всех лицензий) фактически приостанавливается на период с 15 декабря по 31 января 2002 г. Взамен авиакомпании должны получить новые лицензии, выполнив ряд требований ГСГА.

Как сообщил "Ведомостям" руководитель ГСГА Александр Нерадько, чтобы получить разрешение на полеты в новогодний период, каждая авиакомпания должна будет подать в региональное отделение службы заявку с доказательствами, что она может выполнить все запланированные рейсы. Специалисты управления проверят состояние самолетов и их количество, а также выяснят, есть ли у компаний резервные воздушные суда - по одному на каждый рейс. Если результаты проверки удовлетворят агентство, перевозчик получит допуск к чартерной программе. По некоторым данным, заявки должны быть поданы в кратчайшие сроки - до 10 декабря.

Авиакомпании должны предъявить ГСГА программу выполнения перевозок с указанием маршрута перевозки, дат выполнения рейсов в прямом и обратном направлениях, количества запланированных рейсов, типов самолетов, регистрационных номеров основного и резервного самолетов, а также номеров лицензий на выполнение указанного маршрута. ГСГА также требует представить график оборота воздушных судов, который должен отражать способность компании выполнить все свои регулярные и чартерные рейсы. Вся эта информация должна подтверждаться копиями договоров с заказчиками рейсов.

Нерадько говорит, что цель новых требований - не допустить повторения прошлогодней ситуации. Тогда авиакомпания "РусАвиа" подала заявку на выполнение девяти рейсов, не имея ни одного самолета. В итоге были сорваны вылеты в Таиланд, Индонезию и Египет. После скандала с "РусАвиа" ГСГА ужесточила процесс выдачи лицензий на чартерные полеты. Однако перед очередным "горячим сезоном" решила еще раз подстраховаться.

Сотрудник другой крупной компании сомневается, что ГСГА в силах справиться с проверкой каждого заявленного рейса. "Это просто нереально, - говорит он. - Думаю, получится так же, как летом с болгарским направлением. Тогда на него хотели пустить только регулярных перевозчиков - "Аэрофлот" и "Авиаэкспресскруиз", но потом одумались и пустили практически всех желающих".

Но даже если по сути новые правила ничего не изменят, на рынке непременно возникнет сумятица, считает представитель Российской ассоциации туристических агентств (РАТА) Ирина Тюрина. Турагентства, т. е. непосредственные продавцы путевок, начнут требовать от туроператоров подтверждения рейсов, операторы будут давить на авиакомпании. "По экспертным оценкам, 25 - 30% авиакомпаний продают "воздух", т. е. надеются зафрахтовать самолет потом или не имеют резервного борта, - говорит Тюрина. - Так что новые требования ГСГА могут сорвать планы тех, кто решил снять сливки в горячий новогодний сезон".