Тревожные предчувствия
После 11 сентября мир перевернулся. Никто больше не чувствует себя в безопасности. И эти ощущения все больше овладевают российским бизнес-сообществом.
В последние месяцы, а счет здесь можно вести примерно с середины лета, в нашей экономике начались негативные тенденции, переросшие в устойчивую закономерность в октябре - ноябре. Только за первую половину ноября остатки средств на корсчетах коммерческих банков сократились почти на 20 млрд руб. В октябре - ноябре впервые реально сократились и валютные резервы ЦБ, а крохотный рост золотой составляющей резервов, всего на $50 млн, объясняется сезоном закупки золота и ростом его количества в хранилищах ЦБ. Нет и прежнего притока валютной выручки, которая обеспечивала рост резервов ЦБ. Этот источник фактически иссяк еще в августе. По экспертным оценкам, резко возрос отток капитала - за последний месяц примерно на $1 млрд.
Так в чем же дело? На какие такие угрозы наш бизнес уже в который раз реагирует бегством капиталов? Искать причины такого поведения в политической плоскости, на мой взгляд, бессмысленно. Политических угроз нет, действия властей разумны и целенаправленны.
Так же бессмысленно списывать очередной скачок оттока капиталов из России на коммерческие интересы валютных спекулянтов. Золотовалютные резервы ЦБ - $38 млрд - примерно в 1,5 раза превышают количество денег в обращении. Так что надеяться на скорую девальвацию нельзя.
И тем не менее целый ряд негативных тенденций просматривается вполне отчетливо.
Осмелюсь утверждать, что с подобными проблемами наша экономика сталкивается впервые за годы реформ. Кризис 1998 г. наш бизнес многому научил. Сейчас любое крупное предприятие имеет, как минимум, свой аналитический отдел. А крупнейшие компании обзавелись даже собственными институтами, фондами, центрами, которые заняты отслеживанием и анализом экономических тенденций.
Что же так напугало аналитиков, почему они дружно дали своим руководителям одинаковые рекомендации? Здесь следует заметить, что основные события - падение валютных резервов ЦБ и резкое снижение остатков на корсчетах - приходятся на период после 11 сентября, а "точкой перегиба" тенденций на неблагоприятные вполне можно считать середину октября. В этот момент наше правительство пошло на поводу у Госдумы и перед вторым чтением дополнительно "налило" в бюджет 2002 г. 37 млрд руб., собираемость которых подкреплена лишь прогнозом роста ВВП в 2002 г. Но, судя по мировой конъюнктуре, этот рост может и не состояться. В то время как правительство раздувало бюджет, аналитики уже просчитывали потери бюджета от падения цен на нефть, алюминий, товары основной химии. И задавали себе вопрос: а как такой бюджет будет исполняться? Каковы среднесрочные макроэкономические риски? Учитывает ли их правительство? Логику правительства можно понять - она вполне рациональна, в ней нет безоглядного риска. Более того, в противовес уже названным негативным тенденциям в последние недели сформировалась одна вполне положительная - приход крупных денег нерезидентов на наш фондовый рынок. Это верный признак того, что западные инвесторы уверены в нашем экономическом подъеме. Факт отрадный, но мало влияющий на наше бюджетное благополучие.
Есть еще одно обстоятельство, которое правительство оценивает иначе, чем аналитики из бизнеса. На счетах в ЦБ, прежде всего казначейских, сейчас находится почти 400 млрд руб., принадлежащих "органам госуправления", из них 50 млрд руб. - деньги губернаторов, 90 млрд руб. уже направлены в региональные отделения казначейства, 100 млрд руб. - реальные бюджетные деньги на счетах Федерального казначейства. Остаток в 150 млрд руб. - это действительно правительственный запас, но он не так велик, всего $5 млрд. Да и резервы на счетах казначейства не беспредельны. Падающие остатки на корсчетах неизбежно спровоцируют кризис в поступлении налоговых платежей. Это прописная истина. И тогда придется проедать жирок, который накопило Федеральное казначейство. А там и до "резервных", запрятанных на пик платежей по внешним долгам в 2003 г., 150 млрд руб. совсем недалеко. Это модель среднесрочных макроэкономических рисков, на которые реагирует бизнес, но которые не замечает правительство.
Какая из тенденций, негативная или позитивная, возобладает, сказать очень сложно. Нельзя не учесть и то, что наш президент не сидит сложа руки. Далеко не случайно скачок котировок на фондовом рынке произошел именно в дни его визита в США. А банковско-биржевое сообщество с воодушевлением восприняло новость из США о том, что один из комитетов Конгресса начал рассматривать вопрос о списании с России советского долга перед США в $3,5 млрд.
Вполне вероятно, что политические усилия дадут свои результаты и в 2003 г. пессимистические сценарии не будут реализованы.
Пока же можно констатировать одно: правительство и бизнес-сообщество оценивают наши среднесрочные риски по-разному.
Сегодня правительство упрекают в нежелании признавать свои ошибки, в том, что оно готовит "скрытый секвестр" бюджета, который противоречит Бюджетному кодексу. Мы, видимо, слишком избалованы "хорошими" бюджетами 2000 и 2001 гг. и совсем забыли, как, к примеру, исполнялся бюджет 1999 г. Тогда его правили, даже не оформляя изменения законами. ЦБ платил внешние долги в нарушение закона о самом себе. А закон, который все это оправдал, вступил в силу лишь 31 декабря 1999 г.
Государственные бюджеты докризисных лет вообще правились по 5 - 7 раз за год. Уверен, что внести законодательные поправки в бюджет 2002 г. можно будет и в октябре-ноябре следующего года, обойдясь и без секвестра в этом году, и без "скрытого секвестра" в виде незащищенных статей. Если это придется через год делать, значит, прав бизнес и его аналитики. Если правительство без этого сможет обойтись, значит, аналитиков пора увольнять.
Автор - председатель "Деловой России"